Урок письма и развития речи

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Закрепить умение определять число, род, падеж прилагательного по существительному, от которого зависит прилагательное.
  • Образовательная: закрепить умение согласования существительных с прилагательными в числе, роде, падеже
  • Коррекционная: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, памяти; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать; закреплять умение работать с печатным текстом, карточками, компьютером; давать полные и развернутые ответы.
  • Воспитательная: на подборе упражнений воспитывать умение быть терпимым к другим людям, уметь прощать недостатки характера других людей.

Оборудование: учебники, карточки, компьютер, зрительные метки.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка класса к уроку: внешний вид учащихся, подготовка рабочего места, наличие ручек, карандашей, карточек.

Воспитательная работа
Настрой на учебу, работу
2. Грамматическая разминка (на доске)

– В каждой строке найдите и подчеркните «лишнее» слово:

Храбрый, честный, открытое, доброжелательный;
Героизм, смелость, трусливость, трудолюбие;

– Что называется существительным? Прилагательным?

Назовите признаки существительного, прилагательного.

Словарная работа

Найдите, прочитайте словарные слова, спрятанные в таблице

– Объясните значение слов: (если забыли, не точно знают, посмотреть в словарики)

Конституция
Гражданин
Образование

На доске:

Работа с деформированным текстом

– Образуйте из данных слов предложения:

1. закон, конституция, главный, в, страна, наша
2. являюсь, Российская, Федерация, я, гражданин
3. от, образования, будущая, зависит, профессия

– Прочитайте слова в первой строке. Что они обозначают?

– Как вы думаете, эти слова показывают положительные или отрицательные стороны характера?

– Какое слово лишнее, почему? Докажите.

– Прочитайте слова второй строки. Какое слово лишнее, почему? Докажите.

– Почему нам надо стремиться быть честными, доброжелательными, трудолюбивыми, смелыми?

– Почему такие качества характера помогут хорошо жить среди людей?

– Какое слово, обозначающее отрицательное качество характера нам не хотелось иметь и почему?

Гражданин – житель данного государства, который пользуется правами и исполняет обязанности, записанные в Конституции.

Конституция – основной закон, в котором записано, как устроено государство, какие права и обязанности имеют его граждане.

Образование – знания и умения, полученные в результате обучения.

– Гражданами какой страны мы являемся?

– Почему всем нам нужно получить образование?

– Защищает ли Конституция право на образование?

– Почему наше будущее зависит от образования?

4. Физкультминутка для глаз  
5. Правописание безударных гласных, парных согласных в прилагательных

– Подберите близкие по значению признаки из правого столбика (второй вариант – слова из правого столбика на зрительных метках. ( Слова прикреплены на зрительных метках, находящиеся на открытых стенах класса, на уровне глаз, стоящих учащихся)

– Прочитайте словосочетания из левого столбика. Объясните их смысл.

Из каких частей речи они состоят?

Определите у данных словосочетаний число, род, падеж. Как определили?

– Прочитайте слова правого столбика. Что они обозначают? К какой части речи относятся эти слова?

– Подберите к словосочетаниям левого столика слова из правого столбика.

Мя..кий характер – непоколебимый
Пр..мой характер – отличный
З..лотой характер – честный
Ж..лезный характер – добрый

– При каких обстоятельствах жизни нам мешает мягкий характер? (Попав в плохую компанию, предложат употребить алкоголь, табак, попробовать наркотики.

– Что надо употребить, чтобы отказаться от наркотиков, табака и алкоголя? (непоколебимый характер).

– Может такой характер взяться внезапно? (его надо воспитывать с детства).

– Как? Ваши предположения.

(Можно с ребятами минуту – три побеседовать на эту тему).

6. Согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже

На карточках записаны пословицы. Прочитайте их. Откройте скобки и согласуйте прилагательные с существительными в числе, роде, падеже:

Держись друга (старый), а дома (новый).
К (большой) терпенью придет и уменье.
Живи (свой) трудом, не (чужой) добром.
(Добрый) человеку и доброе слово

В (пустая) бочке много звону.

Обязательно разобрать смысл пословиц и связать с предыдущим упражнением.
7. Игра «Добавь прилагательное» (если останется время)

Играют в две команды, «Кто быстро и правильно подберет к существительным прилагательные»

– Как согласуются прилагательные с существительными в числе, роде, падеже?

... береза  ... цветы Опорные прилагательные (записаны на доске)
... солнышко … кот веселые старое
... город … дорога румяное асфальтовая
... яблоко … окно раскидистая деревянное
... котята … класс грустная дружный
… песня … дерево ласковое
областной
любимый
увядшие
 
8. Физическая минутка

Встали у парт. Внимательно слушайте учителя.

– Я называю прилагательное – вы приседаете и встаете, существительное – стоя, хлопок на головой.

Новое, умный, ученик, ум, добро, добрый, смелость, смелый, лесные, лес, водный, водица, желтый, подъемный.

Сказать учащимся о роли физических упражнений для сохранения правильной осанки, о расслаблении мышц предплечий, плеч, спины, о тренировке внимания для дальнейшей учебы, общения с людьми.
9. Домашнее задание

Стр. 110, № 150, Правило на стр. 109.

Индивидуальное задание дается для 3-х учащихся по карточкам. (см. Приложение 1)

Упражнение обязательно объяснить.
10. Итог урока

На доске напечатанные таблички (даны в Приложении). Прочитайте их. Вставьте пропущенные слова:

Существительное – это часть речи, которая обозначает…… и отвечает на вопросы………
В предложении существительное является …………… и ………..
Прилагательное – это часть речи, которая обозначает…… и отвечает на вопросы………
В предложении прилагательное является …………… и ………..

– Как согласуется прилагательное с существительным?

Дается оценка работы каждому из учащихся, желательно позитивная. Отметить любые небольшие успехи детей.