Урок-проект по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда". Тема: "Что может нести людям красота?"

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающие: обучать навыкам анализа художественного произведения, способствовать осознанию и осмыслению идейного содержания сказки.
  • Развивающие: развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочное чтение, пересказ, инсценировку, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
  • Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к матери, уважительное отношение к чужому мнению, поощрять творчество. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование. Проектор, листы формата А4 для работы в группах, фломастеры.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой

Приложение 1, слайд 1

Учитель: Сегодня мы будем говорить о сказке Оскара Уайльда «Мальчик– Звезда». Понравилась она вам? Помогать нам в этом будет эта большая звезда. Она состоит из множества маленьких звёздочек, они все вместе будут освещать путь в сказку, а мы, как эти звёзды, постараемся все вместе также ярко светить на уроке.

II. Выберем название уроку (слайд 2)

  1. Сам погибай, а друзей выручай.
  2. Дал слово – сдержи его.
  3. Что может нести людям красота?

III. Цели урока (учащиеся)

– Для чего нам необходимо знать ответ на этот вопрос? (Без красоты человеку на свете жить тяжело.)
– Какие приемы работы помогут нам ответить на этот вопрос? (Слайд 3)

Чтение
пересказ
инсценировка
чтение по ролям
иллюстрирование
беседа

IV. Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. На сколько частей вы разделили бы сказку? Я предлагаю вам план, а вы расставьте пункты плана в правильной последовательности. (Слайд 4)

  1. «Холод – мир зла»
  2. «Красивый человек»
  3. «Ледяное сердце»
  4. «Учись на добро отвечать добром»

V. Сегодня у нас урок-проект. Каждая группа, каждый из вас будет участником этого проекта. Результатом работы будут ваши выступления и альбом урока , куда войдут ваши мысли, мнения и каждый будет автором . У каждой группы своя тема для анализа, свой небольшой проект, используя всевозможные приёмы и способы для объяснения, нужно раскрыть свою тему.

Группа 1. Тема «Холод – мир зла»

– Вот такой мы увидели природу во время появления на земле Мальчика – звезды – рисунок. Автор использует пейзаж для описания природы. Пейзаж чтение отрывка. Природа предупреждала о появлении зла – человека с ледяным сердцем – лесоруб не хотел взять мальчика, жена не хотела приютить младенца, сам мальчик – это зло.

Вывод. Мы считаем, что основная мысль всей сказки находится именно в начале сказки: «В доме, в классе, в посёлке или в стране, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа – зло».

Группа2. Тема «Красивый человек»

– Предлагаем вам портрет Мальчика – звезды. Чтение отрывка произведения. Автор использует сравнения….., эпитеты……, метафоры – глаза, отражённые в воде. Мальчик-звезда. сравнивается с цветами: роза – красивая, но с острыми шипами, нарцисс – гордый себялюбивый, фиалка – капризная. Характеристика героя – Он рос вместе с детьми Лесоруба, ел с ними за одним столом, играл. Его ничем не отличали от других, принимали как родного. Уважительно к нему относились. Но он рос себялюбивым, гордым, жестоким. Он был околдован своей красотой, ничего не замечал вокруг.

– Вот такой мы увидели мать мальчика – портрет. Она уставшая, измученная, 10 лет ищет сына. Она по-настоящему красивый человек, сильная, смелая, она очень любит своего сына, даже такого жестокого.

Вывод: Зло и жестокость разрушают красоту, и она перестаёт быть красотой. И нам Мальчик-звезда совсем не кажется красивым, а наоборот.

Группа 3. Тема «Ледяное сердце»

Чтение выборочное по ролям

– Мы выбрали тему «Ледяное сердце», потому что хотели выяснить, что означает это выражение.

Вывод: только человек с ледяным сердцем мог отказаться от своей мамы. Он считал себя сыном звезды и не хотел быть сыном нищенки.

Некрасивые поступки (Слайд 5)

Музыка (испытания). Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Группа 4. Тема « Учись на добро отвечать добром »

Вывод: именно когда Мальчик-звезда попал в беду, он понял несчастье других. Он понял, что должен сам исправить свои ошибки. Ему пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил. Мальчик-звезда был жесток, он ошибался, но всё, что произошло с ним научило его любить. Только любовь может превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

Любовь – это (Слайд 6)

Что может нести людям красота?

VI. Подведение итогов

Оценить работу групп. (Выступление какой группы мы можем отметить. Кого из группы вы особенно хотите похвалить?)

– У нас получился альбом, в который внесли работу групп.

Творческая работа «Желание»

– Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: «Откуда ты?»
«Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты»
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
«Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим».
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб …

– Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.
– Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

VII. Домашнее задание

Сочинить стихотворение или написать рассуждение на тему «Что может нести людям красота?»