Словообразовательный разбор (непрощание со словообразованием) 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Задачи урока:

1. Образовательные: углубление знаний о словообразовании на этапе обобщения и систематизации материала; повторение и применение изученного в ходе решения новых учебных задач; формирование навыка проведения словообразовательного разбора.

2. Развивающие: развитие аналитических способностей учащихся в реализации деятельностного подхода к обучению; активизация мыслительной деятельности учащихся через решение проблемных задач, через цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке, к разгадыванию загадок языка.

3. Воспитательные: воспитание личностных качеств лицеистов, обеспечивающих успешность познавательного интереса, целеустремлённости, способности к оценке хода и результата деятельности.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Раздаточный дидактический материал.
  4. Телевизор плазменный.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Формы обучения: учебный диалог, работа в парах, работа с лингвистическим текстом и др.

Средства обучения: динамичность урока и его результативность обеспечиваются использованием мультимедийной презентации, организацией лингвистического эксперимента, исследовательской деятельности учащихся, раздаточного дидактического материала.

Проектирование учебной деятельности

1. Подготовка к постановке учебной задачи.

Подходит к концу 1 четверть учебного года. Мы завершаем изучение главной темы четверти – “Словообразование”. Но авторы нашего учебника под редакцией М.В. Панова вдруг называют последний (22-й) параграф “Непрощание со словообразованием”. Как вы думаете – почему?

(Учащиеся высказывают своё мнение. Возможно, мы ещё не всё изучили, ещё будем обращаться к словообразованию, чтобы грамотно писать, ведь понимание законов языка помогает этому …)

2. Постановка УЗ.

– Мы не прощаемся со словообразованием, но завершаем изучение раздела. Какие же учебные задачи вы можете поставить перед собой на данном этапе?

(Вспомнить главное… Проверить, всё ли мы помним… Повторить самое важное… Обобщить, систематизировать самое важное, основные знания, полученные в ходе изучения раздела)

3. Решение УЗ.

– А что же главное? Основополагающее? Об этом вы узнали уже на первом уроке.

(Словообразование изучает отношения между однокоренными словами, исходным и производным.)

– Да, это важнейшие понятия словообразования. Поэтому предлагаю вам задание, проверяющее не только глубину и прочность знаний, но и осознанность их применения.

Задание: восстановите последовательность формулировок деформированного текста так, чтобы получился связный лингвистический текст. (Устно. Работа в парах. 1 и 3 ряд. 3-4 минуты)

  1. Непроизводным называется слово, значение которого нельзя определить через другое, более простое однокоренное слово.
  2. Производным же называется слово, значение которого можно объяснить через слово того же корня.
  3. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
  4. Исходное слово – это слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного.
  5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
  6. Исходное и производное слова образуют словообразовательную пару.
  7. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом (аффиксами) и дополнительным компонентом значения.
  8. Производное слово образуется от исходного.

(Ответ: 3, 1, 2, 8, 4, 7, 6, 5)

Задание. Возьмите листок с тестом, выберите правильные ответы. (2 ряд. Один работает за крылом доски. Письменно. Остальные – на местах в парах. 3-4 минуты)

1. Укажите непроизводные слова:

а/ кислый

г/ одежда

б/ кипеть

д/ степенный

в/ завещать

е/ молодеть

2. Найдите исходное слово для производного сварка (= соединение):

а/ варить

г/ сварить

б/ варка

д/ свариться

в/ сварочный

е/ сварщик

3. Найдите ошибочную словообразовательную пару:

а/ француз – французский

г/ прямой – напрямик

б/ важный – заважничать

д/ стержень – стерженёк

в/ новый – обновить

е/ течь – истечь

Проверка работы с деформированным текстом: 1-2 ученика пишут на доске порядок расположения частей текста, читают получившийся текст (во время чтения появляется текст на экране). Обсуждение правильности ответа фронтально. (Отметка отвечавшему ученику)

Проверка выполнения теста. Листочки с ответами собирает ассистент-ученик, он же их проверяет, когда идёт обсуждение выполнения работы учеником у доски. (Отметки 6 ученикам)

4. Подготовка к постановке УЗ -2.

Учитель открывает левое крыло доски, на котором заранее написано последнее предложение прозвучавшего лингвистического текста:

Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

Задание: пойти к доске и объяснить знаки препинания в предложении.

(Класс записывает его в тетради, выполняя графическую работу)

– Как иначе можно было сформулировать задание? Как называется вид работы, выполненный вами только что?

(Выполнить пунктуационный разбор (анализ) предложения).

– Какие ещё виды разборов вы знаете?

(Орфографический, фонетический, синтаксический)

– А как вы думаете, возможен ли разбор в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

(Да, ведь мы анализируем состав производного слова, определяет его исходное, думаем, как слово было образовано, т.е. разбираем)

– Как можно назвать такой разбор?

(Словообразовательный разбор или анализ)

– Мы изучали словообразовательный разбор? (Нет)

– А умеете ли вы его делать по правилам? По определённой схеме? (Нет)

– Так значит действительно рано прощаться со словообразованием. Какова тема нашего урока?

(“Словообразовательный разбор”. Запись в тетради, слайд с формулировкой на экране)

5. Постановка УЗ-2.

– Какие учебные задачи вы ставите перед собой на этом этапе урока?

  • Узнать, как проводят словообразовательный разбор.
  • Научиться делать этот разбор.

6. Решение УЗ-2.

– Как решить первую УЗ? Есть ли у вас предположения, как нужно проводить словообразовательный разбор?

(Посмотреть учебник… – Сделаем это, но позже. – Нужно взять слово и …разобрать его)

Проводим лингвистический эксперимент.

Разбор слова “неторопливость” и рассуждения с опорой на имеющиеся знания.

(Ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Одновременно запись действий – учитель (Я вам помогу!) на доске.)

– 1 шаг. Что нужно установить сразу? – Производно ли исследуемое слово?

– Как это сделать?

– 2 шаг. Выделим окончание и основу слова. (Неторопливость ) Используя критерий Винокура, объясним значение производного слова через исходное слово.

Неторопливость – это отвлечённое название признака неторопливый

– 3 шаг. Записываем исходное слово и выделяем производящую основу:

Неторопливость <— неторопливый

– 4 шаг. Выделяем словообразовательный аффикс – суффикс -ость-.

– 5 шаг. Указываем способ образования – суффиксальный.

– Всё ли мы сделали правильно? Как можно проверить результаты нашего эксперимента?

(Сравнить с тем порядком разбора, который, очевидно, есть в учебнике. Или найти в других учебниках. Или в Интернете – сайт “Грамота. РУ”).

(Можно вызвать к компьютеру одного ученика, чтобы он это сделал сразу, пока класс и учитель работают над сравнением схемы учебника и составленной во время эксперимента.)

– Открываем учебник на странице 68, параграф 19. Сравниваем, обсуждаем, что совпало, в чём различие. Почему?

(В учебнике есть пункт Построить словообразовательную цепочку)

– Дело в том, что лингвисты различают минимальный и полный словообразовательный разбор. Как вы думаете, что они подразумевают под этими терминами? (Учитывайте схему, составленную вами и данную в учебнике)

7. Решение частных УЗ.

– Решили ли вы УЗ, поставленные несколько минут назад? (Обсуждение)

– Выполним упражнение 175 из учебника Панова (стр. 69, выборочно). Доска и тетради. Комментарии устные (можно пока пользоваться записями, если не запомнили порядок разбора)

Пришкольный – школа (прист.-суффикс. способ) Грушевый – груша (суффикс. способ)

Упражнение 124 (сборник Громова): перепишите слова. Можно ли обойтись без словообразовательного разбора, чтобы написать их грамотно? (Выполняем частично, выборочно)

(Аукционный – аукцион (суффикс. способ), занавеска – занавесить (суффикс. способ) вешать (непроизв. слово), объединение – объединить (суффикс. способ) единый, рассориться – ссориться (прист. способ), уплотнение – уплотнить (суффикс. способ) плотный, дужка (очков) – дуга (суффикс. способ и ж//г).

– Откройте стр. 22 сборника Громова, упражнение 48. Прочитайте текст, вдумайтесь в его смысл. (Приложение 1)

– Работа с текстом. Кто такой дед Осенник?

(Это своеобразное воплощение осени, это художественный образ, придуманный В.Сухомлинским.)

Создайте словообразовательный “портрет” слова Осенник.

(Можно воспользоваться таким планом:

  1. Слово непроизводное или производное.
  2. Если производное, найдите исходное.
  3. Определите значение словообразовательной морфемы (морфем).
  4. Укажите отличие значения производного слова и исходного.)

Осенник – осенний – осень.

( Если останется время, то на распечатках сделать орфографический разбор текста. Если нет, то дать это задание на дом, но письменно в тетради + задание 1-е к тексту в сборнике.)

8. Итоги. Рефлексия.

– Решены ли УЗ и насколько успешно? Кого особенно отметите сегодня на уроке? За что?

– Зачем проводят словообразовательный разбор? (Помогает многое узнать о слове, правильно писать слова, расширяет словарный запас…)

Учитель. Вполне справедливы замечательные слова автора нашего учебника, известного лингвиста Михаила Викторовича Панова, который писал, что словообразовательный анализ воспитывает в нас уверенность в том, что “язык отшлифованный, отгранённый народом, устроен разумно, что его анализ тоже разумная и целенаправленная операция”. (На экране)

– (Если ещё останется время, то предложить ученикам закончить предложение: “Я и не подозревал, что…” или “А у меня сегодня получилось…”)

9. Домашнее задание (экран).

Параграф 19 учебника, упражнение 48 (сборник упражнений И.А. Громова) закончить (пояснение смотри выше). Найти в других учебниках и на сайте в Интернете схемы словообразовательного разбора и сравнить их с нашей схемой (для желающих).

Презентация