Проектно-творческие технологии как условие интеграции образовательной и внеурочной сферы

Разделы: Технология, Музыка, Классное руководство




«Человек не воспитывается по частям,
он создается синтетически всей суммой влияний,
которым он подвергается»

фото1За  последние годы в педагогике  для решения социальных задач наблюдается новая волна взаимодействия учителей предметников, педагогов ДО – сетевое, в процессе которого не только пересекаются, но и совпадают интересы образовательных дисциплин, таких как технология, музыка и дополнительное образование.

Да, имея за плечами опыт работы в сетевом взаимодействии,  мы можем с ответственностью говорить, что одним из важнейших условий успешной работы в сфере образования является интеграция педагогических усилий всех участников образовательного процесса. Основным показателем  результативности  нашей работы является демонстрация учащимися своих  интересов и желаний, возможность в процессе общения правильно выстраивать свои жизненные приоритеты и нравственные критерии, и гражданскую позицию.

Работа методического объединения учителей технологии, музыки и ИЗО нашей школы имеет культурно-эстетическую направленность и нацелено  на формирование у ученика осмысления взаимосвязей эстетических  и трудовых. Современные веяния и новые требования, предъявляемые к школе, нацеливают каждого учителя, чтобы он мог ориентироваться в мире эстетики и созидания своего труда. Только постоянное приобщение детей к красивому и прекрасному, к мысли о том, что преобразование мира возможно только по законам красоты, добра и уважения позволяет вырастить гармоничную личность.

Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы. На занятиях учащийся реально, что-то создает, а в процессе внеурочной деятельности понимает и приобретает уверенность в себе, в своих возможностях и значимости своего труда, в любой сфере.

Мы старались использовать опыт семейных традиций, укладов. Работа по сбору информации велась на уроках, на предметных неделях, на занятиях ДО и на классных часах. Изучали историю рукоделий и обрядов, особенности фольклора, знакомились с людьми старшего поколения и представителями диаспор района. Нам было интересно, как жили люди в давние времена и как живут сейчас.

Социально-значимые проекты, акции и партнерство всех субъектов образовательного процесса – вот тот путь, который помогает в развитии гражданской позиции не только у учащихся, но и у педагогов. Еще А.С. Пушкин говорил: «Неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности»

Одним  из «китов» на которых держится духовно-нравственная культура – опыт народа и мудрость поколений. Нельзя познать чужую культуру не зная  своей собственной.  Мы стремились не просто заполнить пространство З и У, которые учащиеся не дополучают на уроках, а реализовать потребность в формировании целостного культурного пространства в школе и создании условий для общения, поддержки развития одарённых детей.

Для  того чтобы понять сущность такого сложного  явления, как интеграция нами была разработана педмастерская, на которой предлагалось комплексно продемонстрировать рассмотреть интеграции многогранность и оценить ей разных позиций.

(Приложение 2)

Занятия педмастерской были направлены на:

  • изучение моделей и особенностей интеграции образовательной и внеурочной сферы через проектно-творческие технологии, специфику и механизм интеграции в школе;
  • разработку единого содержания образовательных и воспитательных целей: учителей музыки, технологии, педагогов ДО и классных руководителей:
  • на демонстрацию реализации идеи формирования целостного культурного пространства в школе, через создание собственных творческих продуктов, на примере реализации социально-значимого проекта «Посиделки в русской избе».

фото2 Направленность проекта «Посиделки в русской избе»:  на сохранение культурно-значимых событий: обряды и праздники, благодаря которым народ жив и полон энергии для развития. Такие качества, как гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь – основа сохранения народного опыта. Нами собран огромный материал, который имеет, как образовательную, познавательную, так и краеведческую значимость.

«Не потухнет, не погаснет, если ты не нем, не глух
Самый светлый, самый ясный посиделок добрый дух!»

Всероссийская неделя добра.

«Фестиваль национальных культур»

29 апреля 2011 г.

Цели мероприятия:

  • воспитание у детей толерантного отношения к традициям и истории своего народа, через совместное творчество с родителями, классным руководителем и учителями предметниками;
  • распространение педагогического опыта по организации внеклассных мероприятий;
  • демонстрация возможности использования ИКТ во внеклассных мероприятиях. (Приложение 1)

Реализация проектно-творческих технологий  помогает каждому ученику освоить  этнокультурные и человеческие ценности и сохранить уважение к историческому и культурному наследию народов.  (Приложение 3)

Праздник – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт. Праздник и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают и формируют любовь к Родине к своему народу.

фото3

Уже стало традицией организовывать:

  • выставки под знаком преемственности поколений: на них представлены работы народных мастериц, а рядом работы учащихся выполненных на занятиях по технологии;
  • концерты фольклорной музыки и современной, концерты обрядовые – хороводы, посиделки, страдания.
фото4 фото5

Ребята с радостью принимают участия, почему бабушка и дедушка умели, а мы что хуже, что ли? Они получают возможность сравнивать, анализировать. Это помогает им сохранять преемственность и восстанавливать связь поколений.

фото6

В результате реализации проекта «Фестиваль национальных культур» мы  получили реально качественные показатели:

  • у детей на уроках музыки наблюдается улучшений показателя чувства ритма, вокала;
  • возрос интерес к народному творчеству и творчеству других народов мира (на фестивали принимали участия  представители стран такие, как Турция, Китай, Белоруссия, Украина, Молдавия, Литва и др.);
  • наблюдается эмоциональная стабильность у ребят;
  • повысился интерес у родителей к совместному виду деятельности с детьми, сотрудничеству и сотворчеству.
фото7