Урок-игра "Что изучает физика?"

Разделы: Физика


Цель: Представить в игровой форме понятия, которые являются базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят для дальнейшего изучения предмета.

Ход урока

Перед уроком весь класс делится на две группы или создаются две команды (или три группы, можно по рядам).

Команды обдумывают название, выбирают командира, жюри (в жюри можно пригласить учеников из старших классов).

1-й конкурс “Разминка”.

Вопросы для 1-й команды.

  1. Как называется второй месяц зимы? (Январь.)
  2. Назовите прибор для измерения времени. (Часы.)
  3. Назови самое распространенное вещество в природе. (Вода.)
  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц? (4 минуты.)
  5. Прибор для получения капель жидкости. (Пипетка.)
  6. Назови основную единицу измерения длины. (Метр.)
  7. Назовите имя ученого, в сочинениях которого появилось слово “физика”? (Аристотель.)

Вопросы для 2-й команды.

  1. Как называется самый короткий месяц в году? (Февраль или март.)
  2. У стола 4 угла, один отпилили. Сколько углов осталось? (5)
  3. Как называется малое количество жидкости? (Капля.)
  4. Кто говорит на всех языках? (Эхо.)
  5. Бумажный летательный аппарат. (Бумажный змей.)
  6. Назовите основную единицу измерения массы. (Килограмм.)
  7. О каком русском ученом великий русский поэт Пушкин сказал, что он создал первый в России университет и ввел в русский язык слово “физика”? (Ломоносов.)

2-й конкурс “Экспериментаторы”.

Задания для 1-й команды.

С помощью линейки определить поверхности парты.

Задание для 2-й команды.

С помощью линейки определить площадь сиденья стула.

3-й конкурс. “Конкурс капитанов”.

Капитанам выдается текст, прочитав который, они должны ответить на вопрос: “О каком явлении идет речь?”.

Текст для капитана 1-й команды.

Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющая занавеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось.

(Из книги Р. Кента “Саламина”.)

Ответ: “Северное сияние”

Текст для капитана 2-й команды.

По библейской легенде, бог Яхва после Всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестко карать людей: “Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и землею”.

С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откапать горшок с золотом. А чтобы до окончании жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное “мимолетное виденье” буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти.

Ответ: “Радуга”

4-й конкурс. “Кроссворд”.

Кроссворд для 1-й команды.

1. Аппарат для дыхания человека под водой. 2. Приспособление для измерения длины. 3. Прибор для измерения глубины. 4. Аппарат для изучения морских глубин. 5. Прибор для определения сторон света. 6. Жидкое ископаемое топливо. 7. Металл красного цвета.

Ответы. 1. Акваланг. 2. Метр. 3. Эхолот. 4. Батискаф. 5. Компас. 6. Нефть. 7. Медь.

Ключевое слово: Архимед.

Кроссворд для 2-й команды.

1. Модель Земли. 2. Очень сильный ветер. 3. Твердая вода. 4. Очень малый промежуток времени. 5. Великая русская река. 6. Самая высокая вершина на Земле. 7. Последний месяц весны.

Ответы. 1. Глобус. 2. Ураган. 3. Лед. 4. Миг. 5. Волга. 6. Эверест. 8. Май.

Ключевое слово: Галилей.

5-й конкурс “Сообразилки”.

  1. Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетел некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?
    (Вертикально вверх.)
  2. Вы вошли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
    (Спичку.)
  3. Полный бидон с молоком весит 30 кг, а наполненный наполовину 15,5 кг. Сколько весит бидон?
    (1кг.)
  4. Ребята пилили бревна на части по 50см каждая. Отпиливание одной такой части занимает 1 минуту. За какое время они распилят 3 бревна длиною 3 метра?
    (15мин.)

6-й конкурс “Как это называется?”

Показывают: метр, рулетку, линейку, циркуль, транспортир, часы, секундомер, термометр, электроплитку, весы, барометр, колбу, пробирку, воронку, компас, бинокль, микроскоп, фотоаппарат.

Команды должны дать правильный ответ.

7-й конкурс болельщиков.

Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.
(Телефон.)

Чудо-птица, алый хвост,
полетела в стаю звезд.
(Ракета.)

В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою – сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно?
(Телевизор.)

Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(Молния, гром, дождь.)

Что с земли не поднимешь?
(Тень.)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.
(Эхо.)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча.)

Цветное коромысло
Над лесом повисло.
(Радуга.)

Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте!
Кто там?
(Ветер.)

Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег.)

И в огне не горит,
И в воде не тонет.
(Лед.)

Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинки.)

Железный острый нос
В землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет.
(Плуг.)

Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.
(Весы.)

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.
(Барометр.)

В конце урока жюри подводит итоги. Объявляется победитель.

Итог подводится в виде краткого резюме об объектах и явлениях, которая изучает физика.

Литература.

  1. Предметная неделя физики в школе /Н.П. Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю. Ненашева.-2-е изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  2. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 1: Книга для учителя.– М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  3. Учебник: Физика. Химия.5–6 класс. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, М.: Дрофа, 2009.