Физика и ПДД. 9-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (865 кБ)

Загрузить презентацию (303 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Повторение понятий скорость, инерция, трение, тормозной путь, законы Ньютона.
  • Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.
  • Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Задачи:

  • Общеобразовательные:
    • повторение понятий скорости, инерция, трение, тормозной путь, законы Ньютона;
    • показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;
    • формирование навыков применения полученных знаний при решении задач;
    • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:
    • воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;
    • расширить словарный запас;
    • воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;
    • повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;
    • развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер.

В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point. Слайды меняются по щелчку, используется анимация.
Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика 9 для общеобразовательных учреждений, автор Перышкин А.В. и др. Москва “Дрофа” 2010 г, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Мотивационная основа урока.
3. Повторение темы “Скорость. Инерция.” изученного в 7, 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций с помощью презентационного материала.
4. Решение задач на расчет скорости тела, тормозного пути. Обсуждение полученных результатов с классом.
5. Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП, оценки за урок.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель: Наш урок сегодня посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения. Эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя А.П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды… (Презентация 1, слайд 1). Проблема безопасности движения сложна и многогранна, вы каждый день идёте (слайд 2) или едите в школу (слайд 3), т.е. являетесь участниками дорожного движения. Давайте посмотрим фотографии, и тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения (слайд 4) . Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движение звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких таких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Дорога – объект повышенной опасности.(слайд 5) Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки.(слайд 6) За правильные ответы будете получать дорожные знаки. А потом подведем итог– у кого больше знаков тот победитель на «5», и вспомним какие они бывают. Цель нашего урока: мы сегодня с вами повторим понятия «скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем неразрывную связь физики с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знаниякоторые вы получите на уроке, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

1. Вспомним. (слайд 7) дети отвечают на вопросы, потом здесь же правильный ответ.

  • Какое движение называется механическим?
  • Какие виды движения вы знаете?
  • Какое движение называют равномерным? Неравномерным?
  • Чем эти движения отличаются друг от друга?

Приглашаю капитанов записать на доске формулы скорости и перемещения для этих движений? (каждая правильная формула 1 бал., т.е. дорожный знак.
ЗАПИСАННЫЕ ФОРМУЛЫ НА ДОСКЕ: (должны быть)

Равномерное
V = пост. V = S\t
S = v*t
A = v – v0\t, S = v0 * t + at2\2,
и неравномерное .
Vср = S\t ,
S = S1 + S2 + S3 + …, t = t1 + t2 + t3 + …,
  • Как можно изменить скорость тела? (слайд 8)
  • Как можно изменить направление скорости тела? (слайд 9)
  • Еще Аристотель (слайд 10) говорил: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».
  • Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? (слайд 11)

Решим задачу: Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выскочил на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км\ч? (= 117м.) После решения задачи обсуждение вопросов: – А какое физическое явление не даёт остановиться автомобилю мгновенно? Почему автомобиль не смог остановиться сразу? О каком физическом явлении идет речь в задаче? Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая( камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители. Инерция присуща абсолютно телам всем! По этой причине едущий автомобиль не сможет резко остановиться, если перед машиной перебегает пешеход, а по инерции будет двигаться некоторое время. (Презентация 2. Слайд Алины Мубаракшиной «Инерция «ПРОТИВ»» . (Презентация 3. Слайд Наили Фаттаховой «Инерция «ЗА»». Давайте, сейчас ребята ПРОВЕРИМ СЕБЯ (Тест слайд 12, 13) Таблица ответов раздается по командам.

Вопросы 1 2 3 4 5
Ответы          

– Проверим ответы.(слайд 14) Какая команда получила в таблице кодовое слово «успех»? – приз дорожный знак. Путь, который проходит автомобиль при торможении, называют тормозным путем.Тормозной путь – это расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля. Давайте, с помощью знаний по физике определим, от чего зависит тормозной путь автомобиля. – В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Значит работа равна только работе силы трения скольжения А=Fтрения. Учитывая, что сила трения направлена противоположно перемещению и что:

Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости. (слайд15), дорожного покрытия (коэффициента трения шин об асфальт) – (слайд 16)
1. Теперь немного отдохнём. Физкультминутка с музыкой Леонид Агутин «Песня шофера». Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Дети удобно рассаживаются в своих командах. Представьте, что я — водитель. Я:

  • Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
  • Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
  • Поворачиваю налево. (Направо).
  • Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться. Молодцы, хорошо отдохнули.

2. Решим задачу: Определить тормозной путь при экстренном торможении. Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 метров и начинает экстренное торможение. Произойдет ли авария, если скорость автомобиля 60 км\ч. Коэффициент трения шин об асфальт 0,7.

Машина собьёт человека. Что же сделать для того чтобы уменьшить тормозной путь? (надо уменьшить скорость автомобиля). Еще раз давайте посмотрим что такое тормозной путь. Ведь от этой величины зависит наша жизнь. (Презентация 4 – «Тормозной и остановочный путь») Обратить внимание. Скорость передвижения пешеходов. Может, дело обстоит не так уж и плохо, и я сгущаю краски, попросим гостя прояснить картину. Как известно со статистикой не спорят. (Презентация 5 СЛАЙД «СТАТИСТИКА»)

Физика – это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной. – А теперь скажите мне, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла именно слова Антона Павловича Чехова? (слайд слов А.П.Чехова.) – В жизни много опасностей и одна из них – дорога, чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека. Давайте, подведем итог набранных дорожных знаков, у кого – сколько? (Определяем победителя команд.). Какие виды дорожных знаков у вас в руках? (Предупреждающие, информирующие, запрещающие).

– Каждая команда озвучивает узнанный ими дорожный знак. Молодцы ребята. Итог урока – оценки. (слайд)
– Ребята вы уже взрослые и должны помнить, что ваша жизнь – это жизнь ваших детей, а ваши дети – будущее нашей страны, которую мы должны беречь.

Домашнее задание: Ответить на вопрос теста по ПДД, проверим, как вы усвоили тему урока.

– СПАСИБО за урок.

Литература:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. – СПС «Консультант Плюс».
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
3. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил.
4. Коробейникова Надежда Николаевна, учитель физики –внеклассное мероприятие. 5. Классный час по ПДД для учащихся 7-х классов "Тормозной и остановочный путь ТС" Щербакова Татьяна Прокопьевна, учитель математики. 6. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – № 11 – 2007.
7. Безопасная дорога детства. Пособие по обучению детей дорожной грамоте. Составитель И.З. Булгаков. – 2007.
8. Интернет-ресурсы.