Экологический календарь. Зима

Разделы: Работа с дошкольниками


2 квартал. 2-я младшая группа

Задачи.

Декабрь

  1. Формировать представления о зимних изменениях в природе: всё покрыто снегом, вода в лужах замёрзла, часто идёт снег (снегопад), солнце светит, но не греет.
  2. развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.
  3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.
  4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).
  5. Продолжать выделять основные компоненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).
  6. воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

Январь

  1. закрепить представления о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.
  2. Продолжать развивать умственные операции сравнения, используя природный материал.
  3. Формировать представление о потребностях растений в земле.
  4. Закрепить умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.
  5. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

Февраль

  1. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, пкрытое перьями, две ноги), Закреплять эти признаки с помощью моделей.
  2. продолжать развивать умение сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства.
  3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы. Желание трудиться вместе.

Живая природа

1. Рассматривание кошки

Цель: Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного. Его особенности, используя модели. Активизировать речь за счёт использования слов “шерсть, ходит мягко, прыгает”.

Загадка.

Глазища, усищи, хвостище, когтищи
А моется всех чище. (Кошка)

2. Наблюдение за зимующими птицами

Цель: Обратить внимание на строение тела, их повадки. Насыпать в кормушки корм для птиц. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Зима

Вновь разгулялась вьюга, срывает снежные шапки.
Совсем замёрзла пичуга –
Сидит, поджимая лапки. Шорыгина

Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся по плотней. Есенин

3. Посадка лука. (Январь)

Цель: Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Формировать представления о потребности растений в земле. Воспитывать интерес к посадке растений.

Участие в изготовлении и оформлении форм.

4. Наблюдение за птицами. (Февраль)

Цель: Обратить на первое весёлое щебетание птиц.

Игра: “Угадай по голосу какая, это птица?”

Зима

Когда уляжется вьюга,
Тепло к нам вернётся опять, вместе с тобой, пичуга,
Мы будем весну встречать! Шорыгина

5. Рассматривание снегиря.

Цель: Познакомить с основными признаками внешнего вида птиц. Познакомить с особенностями поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Снегири

Красные грудки, чёрные спинки -
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири. С.И. Берлов

6. Наблюдение за синичкой (раскачивается на ветке, клюёт сало).

Цель: Отметить оперение птиц. Кажется, что птица нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмной шапочкой. Отметь поведение птиц. Они всем интересуются, всюду суют свой любопытный клювик, ни минуты не сидят на месте. Где живёт синица? Они ищут место для гнезда, иногда занимают дупло дятла.

Синица

Все тропинки занесло.
Снег блестит.
Искрится, клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедно птахе стало. Шорыгина

7. Ворона. (Она не только каркает, но и трещит)

Цель: Какая ворона цветом? Это крупные птицы. Они не выделяются яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а всё остальное серое. Отметить, что вороны живут рядом с человеком и питаются пищей возле помещений. Воспитывать любознательность.

Ворона

Хромая старая ворона
Давно живёт в саду моём.
В густых ветках клёна
Она построила свой дом. Шорыгина

8. Сравнить синичку и снегиря.

Цель: Вспомнить птиц. Чем они похожи? Это маленькие птички, очень любопытные. Чем они различаются? Цветом. Синички ищут пищу возле человека, а снегири летают стайкой и боятся людей.

Предложить детям в группе нарисовать синиц и снегирей.

Зима

Лети же, пичуга к людям
И прячься скорей за окном –
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном. Шорыгина

9. Наблюдение за деревьями.

Цель: Предложить понаблюдать за деревьями, отметить их внешний вид. Какие они? Почему так происходит? Что будет с ними весной?

Пороша

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подязалася сосна. Есенин

Зимнее утро

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. Пушкин

10. Берёза.

Цель: Предложить вспомнить о берёзке. Какого цвета ствол? Что есть у берёзки? Какие веточки? Отметить зависимость от сезонных изменений в природе.

Берёза

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. Есенин

11. Рассматривание дерева рябина.

Цель: предложить рассмотреть дерево рябина. Какая она? Отметить особенности ствола, ветвей. Что вы видите на рябине? Эти ягоды очень любят птицы. Это хороший корм зимой в морозы. Существуют приметы “Чем больше ягод рябины на дереве, тем суровее зима”.

Синий снег на гроздьях рябины
Тихой грустью в душе отозвался.
Синий снег на гроздьях рябины
Зимним вестником гроздьям назвался.

12. Наблюдение за деревьями в мороз.

Цель: Отметить, что деревья стоят в сонной тишине, они спят. Но что бы они совсем незамёрзли, они укрыты снегом.

Зима-портниха

В лесную чащу тихо
Вошла зима портниха
Берёзы очень рады:
“Спасибо! за наряды”.
Пушистые и белые зима наряды сделала.
И для лесов и для полей -
Пускай им будет потеплей!

13. Участие в посадке кресс-салата.

Цель: Показать детям, что из семян произрастают растения. Закреплять умение ухаживать за ними, радоваться появлению ростков.

Участие в изготовлении и оформлении формочек для посадки семян.

14. Рассматривание липы.

Цель: обратить внимание на ствол. Какой он? Сравнить ветви с берёзой? Веточки тянутся вверх, а у берёзки красиво свисают вниз. Берёзка высокая, а липа маленькая.

Липка

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой, -
Не ломай меня! Воронько

15. Наблюдение за зимующей травкой.

Цель: Предложить рассмотреть на место, разрытое от снега. Обратить внимание на зимующую, зелёную травку. Почему ей тепло?

Прочитать сказку “Морозко”.

Неживая природа

1. Наблюдение за снегом. (Декабрь)

Цель: Формировать представления о зимних изменениях в природе. Всё покрыто снегом.

Зима

Здравствуй, зимушка-зима,
Замела ты все дома,
Ёлки в шапки нарядила,
Белой шалью двор укрыла,
Снег в сугробы намела.
Всё бело – зима пришла! Берлов

2. Наблюдение за снегопадом. (Декабрь)

Цель: Предложить понаблюдать за падающим снегом, отметить красоту хлопьев, отметить, что снега становится всё больше и вся зима ещё впереди. Как летит снег? Как он кружится? Предложить повторить движения.

Снег

Снег кружится, снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица.
И, конечно, человек!

Зима

Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла, как пелёнкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо. Купала

3. Снеговик.

Цель: Познакомить с приёмами постройки снеговика, Рассмотреть основные части, предложить последовательно собрать, начиная с большей, средняя и младшая. Использовать предметы для украшения. Воспитывать наблюдательность.

Шар на шар, морковка – нос,
Вот и снеговик подрос.
Не хватает только шляпы…
Подожди, спрошу у папы! Берлов

4. Рассматривание узоров на окнах.

Цель: Рассмотреть узоры на окнах, выделить полоски и завитки, снежинки и точки, Объяснить, что это от холода за окном. Развивать стремление замечать красоту в различных проявлениях.

Новый год

Удивительный художник
У окошка побывал
Удивительный художник
Нам окно разрисовал
Пальмы, папоротники. Клёны
На опушке лес густой.
Только белый, не зелёный
Лес чудесный не простой.

Посмотри, декабрь настал
И пришли морозы,
Дед Мороз нарисовал
Нам на окнах розы. Берлов

5. Наблюдение за солнцем.

Цель: Солнце выходит редко, световой день короткий. Выделить взаимодействия в природе, зависимость от сезона. Воспитывать стремление наблюдать.

Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла. Купала

6. Наблюдение за метелью.

Цель: Обратить внимание на порывы ветра со снегом, Понаблюдать, как снег летит, кружит и вьюжит. Воспитывать стремление замечать природные явления.

Поёт зима – аукает
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется, но больно холодна.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней. Есенин

7. Мороз.

Цель: Обратить внимание, что очень холодно. Мёрзнут щёки, мёрзнет нос. Почему? Объяснить детям. Послушать, как хрустит снег на улице. Похрустеть сапожками на снегу. Воспитывать умение наблюдать за явлениями природы.

Январь. Начало года.
Морозец на дворе.
Хорошая погода
Бывает в январе. Саксонская.

Рукавички. Рукавички,
Две подружки, две сестрички.
Хоть вокруг всё замело,
В рукавичках мне тепло. Берлов

8. Наблюдение за снежинками.

Цель: Рассмотреть снежинки на варежках. Обратить внимание на красоту и разнообразие форм. Отметить, что снежинка быстро тает.

Предложить нарисовать на снегу снежинки.

Снежинка

Снежинка, снежинка,
Что это с тобой?
Ты капелькою стала
Теперь голубой. Трутнева

9. Наблюдение за облаками.

Цель: развивать знания об облаках, уметь различать виды облаков. Воспитывать внимание.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. Пушкин

10. Восход и заход солнца.

Цель: Обратить внимание, что стало намного светлее, т.к. солнце заходит позже. День прибавился, скоро весна. Объяснить взаимозависимость от сезонных изменений.

Зима

Светлые дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. Суриков

11. Погода. (Февраль)

Цель: Поговорить с детьми о погоде. Какая погода? Что вам нравится в зимней погоде? Снег становится сырым, рыхлым, но его очень много, но в воздухе чувствуются первые оттепели – сырость. Скоро весна.

Февраль

Февраль на улице зима,
Морозы и метели,
В снегу – земля, в снегу – дома,
И в белых шапка ели. Берлов

12. Наблюдение за льдом.

Цель: Продолжать развивать умение анализировать структуру объёктов природы. Вода в лужах замёрзла.

Зима

Не звенит река волною
Под одеждой ледяною. Купала

13. Наблюдение за снегопадом.

Цель: развивать умственную операцию сравнения. Часто идёт снег (снегопад). Наблюдать за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).

Опыт: Набрать снег баночку и поставить в тёплое место. От комнатного от тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Рассказать, что можно делать из липкого снега.

Лепка снеговика, “пирожки” из формочек.

Зима

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится. Суриков

14. Продолжение наблюдения за снегопадом. (Январь)

Цель: Закрепить представления о зимних явлениях в неживой природе. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла он тает. Повторить опыт

Выпал снег - зима кругом.
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком, и сверху ком
Станет снег снеговиком. Коркина К.

15. Наблюдение за разноцветными льдинками.

Цель: Рассмотреть льдинки цветные и белые. Отметить, что цветные сделали мы сами, а белые образовались от мороза. Они гладкие и те и другие сковал мороз.

Предложить украсить ими деревце и участок.

16. Сравнить лёд и снег.

Цель: Сравнить снег и лёд – что общего и чем отличаются.

Предложить помочь разлить в формочки цветную воду. Сделать украшения для ёлки на участке и заморозить.

Загадки:

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лёд)

17. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

Цель: Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

18. Наблюдение за работой дворника.

Цель: понаблюдать за работой дворника, как он убирает снег. Что для этого нужно?

Снего, снего, снегопад
Хватит дела для лопат
Для лопат и для скребков
Для больших грузовиков.

19. Наблюдение за солнцем. (Февраль)

Цель: Продолжать уметь сравнивать. Солнце появляется чаще, с каждым днём светит ярче.

Опыт: Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце тёплая. Предложить подставить ладошки к солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима борется с наступающей весной.

20. Наблюдение за первыми сосульками.

Цель: Сравнить их по толщине и величине.

Опыт: Внести сосульку в тёплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

21. Капель.

Цель: обратить внимание на первую капель. Объяснить, что солнышко пригревает и снег подтаивает, появляется вода.

Зима не даром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Тютчев

22. Наблюдение за снегом. (Февраль)

Цель: В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Отметить приметы сезона, Объяснить, что солнце топит снег, становится теплее.

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне. Маршак

23. Иней.

Цель: Показать красоту природных явлений. Отметить особенное состояние воды переходить в другое состояние.

Берёза

А заря лениво
Обходя кругом.
Обсыпает ветви
Новым серебром. Есенин

Взаимодействие человека с природой

  1. Подкармливание птиц.
  2. Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
  3. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
  4. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
  5. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
  6. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
  7. Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т.д.
  8. Лепка различных форм из снега.

Труд хозяйственно-бытовой

  1. Поливка лука.
  2. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.
  3. Уход за обитателями уголка природы.

Тема: Экологический календарь (зима). Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе (2-й квартал. Средний возраст). Приложение