Стратегия развития дошкольного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Научиться управлять своим временем -
Значит, научиться работать эффективно,
Творчески, добиваясь нужных результатов.
Патрик Форсайт

Существенные изменения в социально - экономическом устройстве России затрагивают образовательную систему дошкольного образования, которой необходимо измениться, что бы удовлетворять требования государства и общества, которая будет функционировать в новом времени. Следует отметить, что образовательные программы развития и воспитания потеряли свою актуальность, которым предстоят большие преобразования в связи с новыми стандартами ФГТ. Авторы книг В.С. Лазарев, Т.И. Шамова, М.В. Кларина, К.М Ушакова, П.И Третьякова, рассматривая вопросы теории и практики управления организацией, дают рекомендации по эффективному обновлению образования в современных условиях расширения прав и ответственности дошкольного учреждения за конечный результат обучения, воспитания, развития и подготовки дошкольников к адаптации в социуме.

В этом сложном и многотрудном процессе огромна роль программы развития, она определяет не только работу дошкольного учреждения, но и помогает построить концепцию её развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разрабатывать направления, задачи, цели, а так же этапность реализации ее в течение 3-5 лет.

В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы, в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Большинство педагогов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Так, в исследованиях Т.С.Комаровой, В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др. авторов делается акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. В то же время в обществе наблюдается “дефицит нравственности” у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми вообще. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта. Следовательно, актуальность нашей темы обосновывается важностью и значимостью разработки стратегии развития ДОУ, возможностью выявления проблем, затрудняющих переход на качественно новый уровень организации деятельности и формирование нравственных качеств личности дошкольников приобщением к истокам национальной региональной культуры, истории своего народа, создание условий для поликультурного воспитания. Возникает необходимость в создании условий для реализации программы развития ДОУ в соответствии с современными требованиями управленческой теории и практики, с определёнными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению.

Программа развития ДОУ № 182 представлена как стратегический проект. Современному руководителю необходимо выстраивать в любых условиях перспективу развития образовательной организации и формировать конкретные задачи для ее достижения. Именно наличие рассчитанного пути перехода к идеальному состоянию позволяет организации избегать кризисы или выходить из них разработанную траекторию движения к идеальному, желаемому состоянию организации называют стратегией. Подходы к разработке программы развития ДОУ имеют различную направленность и вариантность, поэтому педагогическому коллективу необходимо тщательно продумать свой выбор. Уникальным средством для обеспечения сотрудничества, способом реализации замыслов являются проекты. Участие в проектировании ставит взрослых и детей в позицию, когда сам человек избирает для себя и других новые условия. Иными словами, проекты частных изменений выступают как принципиально иная форма программы развития образовательного учреждения. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Наиболее широкое определение этого понятия даёт В. Килпатрик: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющие условия. В проекте принимают дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс.

Детско-родительский образовательный проект частных изменений “Формирование представлений у детей дошкольного возраста о культуре народов Среднего Поволжья посредством досуговой деятельности” способствует раскрытию личности в ребенке через приобщение его к культуре собственного народа. И это не просто знания о культуре, а проживание в культуре, проживание традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Неотъемлемой частью эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - “чувашский “Серен”, мордовский “Праздник на опушке леса” и др.). Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

Традиции, будучи включенными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Содержанием традиции является общая норма, принцип поведения. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через традиции происходит приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные традиции и т.п.). Следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотических, интернациональных и т.п.). Основной закономерностью формирования традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства.

Организуя деятельность в рамках программы развития образовательного учреждения, посредством проектной деятельности даёт возможность более полно реализовать замыслы, с помощью выработанной стратегии в развитии детского сада становится возможным приобщить всех участников образовательного процесса к достижению цели через мероприятия разного рода деятельности.

Литература

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия-СПб.: “Питер, 1999.
  2. Богославец Л.Г., А.А. Майер. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Виссема Ханс. Стратегический менеджмент, - М.: Издательство “Финпресс”, 2000.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 1999.
  5. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Новая школа, 1997.
  6. Забродский О.С. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002.
  7. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №2.
  9. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. М., 2004.
  10. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс/пер. с анг. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СП: Питер, 2001.
  11. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы. Перспективы / под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество Росси, 1999.
  12. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. -4-е изд., исп. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.
  13. Солодянкина О.В. Программа развития дошкольного учреждения: методические рекомендации. - Ижевск, 2000.
  14. Ткач Н.Ф., Шишов С.В. Стратегическое управление в образовании: Мурманск; Хельсинки: НИЦ “ПИЦ “Пазори”, 2000.
  15. Управление в образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство/под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. - М.: ИФ Сентябрь, 1995.
  16. Управление современной школой/ под ред.М.М. Поташника. М., 1992.
  17. Фишман Л.И. Как не надо управлять школой: Библиотечка журнала “Директор школы” №1. – М.: Сентябрь, 2000.
  18. Фишман Л.И., Рогожина Н.В., Чуприн В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. - М.: Сентябрь, 2005.