Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Создаем красивые узоры из геометрических фигур". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой печатания.

Знать: орнамент, особенности выполнения орнамента из геометрических фигур

Уметь: выполнять приемы печатания в заданной цветовой гамме

Новые термины: геометрический орнамент, техника печати

Практическое применение: народоведение, культура Урала, литература.

Реализация воспитательного потенциала урока:

  • воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
  • способствовать формированию художественного вкуса

Связь учебного материала с жизнью:

Межпредметные связи: математика, технология, информатика

Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:

  • Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании элементов,
  • теплые и холодные цвета,
  • особенности выполнения узора в полосе.

Дидактические средства урока: Инструкционные карты, тест “Цветоведение”.

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор, музыкальные диски, колонки.

Методические пособия: учебные таблицы, выставка из предметов быта школьного музея, образцы работ детей из методического фонда кабинета.

Оборудование к уроку: таблицы “Русский орнамент”, “Цветоведение”, вышитые полотенца, печати из ластика, диск “Народная музыка”

На доске: геометрический орнамент, техника печати.

Для учащихся: простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, альбом, салфетка, печати геометрической формы, инструкционные карты, образцы работ, картон для образца, картон для творческой работы, геометрические фигуры разного цвета на партах из картона в коробочках.

Конспект урока

I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.

Учитель: Добрый день! Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.

Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)

Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем красивые орнаменты”.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.

Учитель: Ранее мы с вами знакомились ранее с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”, во 2 классе выполняли декоративную полосу “Мои любимые игрушечные животные”. Сегодня мы будем учиться выполнять орнамент из геометрических фигур.

Чтобы наш орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается, какие вам известны геометрические фигуры, из которых мы и будем создавать орнамент, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.

1. Учитель: Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся:

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент?

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Учитель: Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.

Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)

Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.

Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.

2. Геометрические фигуры.

Загадки:

  1. Узнает очень просто
    Меня любой дошкольник:
    Три стороны и три угла –
    Зовусь я – треугольник!
  2. Он давно знакомый мой.
    Каждый угол в нем прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его? Квадрат!
  3. Я – известный всем овал.
    У меня есть верный друг.
    Без него я никуда.
    А зовут его все – круг!
  4. Это всем известно в мире
    Что у нас всего четыре.
    Четыре стороны
    И столько же вершин.
    Четырежды важные дела
    Мы четырежды совершим!
    Прямоугольник.

3. Задание: перед вами различные геометрические фигуры разных цветов. Разделите на две группы по цвету эти фигуры. Задание в виде теста. (Приложение 1)

На листе вверху две надписи: теплые цвета и холодные цвета. Под надписями – разные геометрические фигуры разных цветов. Распределите их на две группы.

Один ученик выполняет задание на компьютере.

Проверим! Проверяют друг у друга. В столбике “холодные цвета” должно сложиться слово “верно”.

III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

Итак, мы вспомнили все необходимое.

Ну что ж, начинаем упражняться в составлении сложного орнамента из геометрических фигур. Давайте поиграем в “Веселую мозаику” и составим сначала узоры из картонных фигур, чередуя их в полосе по форме и цвету. На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.

А один ученик теперь попробует составить орнамент на компьютере. (Приложение 2)

Задание: составить орнамент из геометрических фигур, но орнамент должен быть сложным. Используйте наложение одной фигуры на другую или фигуры расположить в 2–3 ряда.

Работа по группам. Проверьте себя – повторяются ли элементы орнамента, нет ли путаницы?

IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.

Цель: Знакомство с техникой печатания.

Итак, орнамент составлять из геометрических фигур мы попытались, вспомнили, что такое теплая и холодная цветовая гамма, и попробовали составить орнамент, используя возможности компьютера.

А сейчас мы попробуем выполнить орнамент сами, и сделаем это немного необычным способом. Прошу подойти к моему столу.

Мы сегодня воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приемам работы.

  • Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
  • Нанеси на палитру гуашь.
  • Возьми печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
  • Попробуй сделать то же самое другим цветом.

Дети выполняют эскиз геометрического орнамента на своих местах.

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Довольны ли вы своей работой?
  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • На что обратить внимание?

Работы вывесить на доске.

V. Творческое применение знаний и умений.

А сейчас вам предстоит творческая работа.

Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в теплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.

(Приложение 3)

На экране – образцы орнаментов, выполненных в технике печати. (Приложение 4)

  • Нанеси на палитру гуашь (используй теплые или холодные цвета – по выбору).
  • Возьми по выбору одну печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
  • Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
  • Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
  • Можно на отпечатки сверху накладывать отпечатки другого цвета.

Музыкальный фон во время работы учащихся. (Приложение 5)

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Что получилось особенно удачно?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
  • Почему ты их совершил?
  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

Оцените свою работу:

Работа выполнена аккуратно.

Проявил творчество (использовал наложение или более 2 рядов фигур).

Использовал более трех печатей.

Работа выполнена в цветовой гамме – холодной или теплой.

Орнамент выполнен правильно – есть повторение элементов.

4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер орнаментов!

3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!

2 плюса – Еще не все потеряно! Потренируйся дома!

Подпишите фамилию и имя вверху, а внизу творческое название получившегося орнамента.

VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Вопросы к детям:

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы узнали для себя нового?
  • Довольны ли вы своей работой?

VII. Домашнее задание (или если останется время):

  1. Дай творческое название своей работе, свяжи название с каким-нибудь временем года.
  2. Подумать и ответить на вопрос: Из чего можно в домашних условиях изготовить печати?

VIII. Уборка рабочих мест.

Литература.

  1. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  2. Рисование – 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  3. Справочник администрации по организации учебно – воспитательного процесса.
  4. Уотт. Ф. Я умею рисовать/Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО “РОСМЭН – ИЗДАТ”, 2004. – 96 с.

4.06.2012