Обобщение знаний об однородных членах

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторение и систематизация знаний об однородных членах предложения;
  • закрепление правил употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • развитие орфографической зоркости и творческого мышления у учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;

Оборудование:

  • учебник Т. Г. Рамзаева "Русский язык" - 4 класс (часть 1),
  • осенний листик,
  • тесты,
  • презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса:

- О каком времени года идет речь? (Об осени)

- Кто автор этого замечательного стихотворения? (А. С. Пушкин)

(Слайд)

- Осень-самое любимое время года Пушкина. Красота осенних красок вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Как вы думаете, что придает осени такую красоту?

- Отгадайте загадку:

Падают с ветки разноцветные монетки (осенние листья)

(Слайд)

- Какие бывают листья? Что они делают в пору листопада?

3. Устная работа по вариантам.

1 вариант: дополнить предложение словами, описывающими признаки осенних листьев.

На землю тихо падали:(красные, желтые, багряные: листья).

2 вариант: дополнить предложения словами, описывающими действия их.

Осенью листья:(кружились, танцевали, летели и падали:) на землю.

Учитель:

- Что интересного вы заметили? (были предложения с однородными членами)

- Что вы знаете об однородных членах? (ответы детей)

(Слайд)

4. Постановка темы урока.

- Ребята, а вы любите сказки?

Ведь осенью бывает полным-полно чудес.
И золотом сияет, горит осенний лес.
Листочки гонит ветер и кружит хоровод.
Один из них срывает и :.
В гости к нам несет!
(Появление листика)

- Ребята, внимательно посмотрите на путь листика. Попробуйте повторить сами в воздухе.

- Давайте напишем в тетради буквы, похожие по начертанию на путь листика.

5. Минутка чистописания.

- Когда листики падают, то они шуршат, шепчутся, что-то говорят друг другу. Как вы думаете, что может чувствовать падающий листик?О чем думать?(ответы детей)

- Посмотрите на наш листик. Какой он жалкий, одинокий. Что же с ним произошло?Давайте узнаем об этом, прочитав текст.

(Слайд)

- Наступила осень. От холода пожелтели и покраснели листья на деревьях. Налетел озорной ветер. Он срывал листья и кружил их в воздухе. Озорник-ветер подхватил листочек и помчал его все дальше и дальше.

6. Постановка проблемного вопроса.

- Как тема нашего урока может быть связана с приключениями осеннего листика?

- Я думаю, что ваши знания помогут листику вернуться назад, к своим друзьям. И он снова будет радостным и веселым. Для того, чтобы помочь листику, давайте повторим, что вы знаете о знаках препинания при однородных членах.

7. Повторение правил о знаках препинания при однородных членах.

(Слайд)

- Наш листик совсем промок и замерз. Нужно унять этот холодный осенний дождик, расставив правильно знаки препинания в тексте:

Дождик крапал моросил
Припускал стучал косил
Ливнем лил стеной стоял
Барабанил травы мял.

(Слайд)

Проверка.

- Но вот снова выглянуло солнышко. Все ожило и заиграло. Листочек наш немного успокоился. Теплый ласковый ветерок снова подхватил и понес его, стал кружить и играть с ним.

- Но тут вдруг приключилась новая беда. Листик неожиданно попал в паутинку, запутался в ней. Он оказался в ловушке.

Игра "Ловушка".

- Найди ошибки в постановке знаков препинания. Выпишите в тетрадь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно:

В октябре березы, и орешник стали золотыми.

Листья осины не желтеют, а краснеют.

День выдался ясный но холодный.

Составить схему предложения.

(Слайд)

- Листик наш так устал от этих волнений, что ему захотелось отдохнуть.

8. Физкультминутка.

(Слайд)

9. Работа по учебнику.

- Наш листик обрадовался, затанцевал вместе с нами, так как он заглянул в учебник и увидел там своих друзей.

Упр. 96, стр. 51.

"Золотой дождь".

Работа с текстом.

- Определите тип текста.

- Почему текст назван "Золотой дождь"?

- С помощью какой части речи автор описывает листопад?

- Назовите глаголы, передающие движения листьев.

- Какой литературный прием автор использует во втором предложении?

- Назвать в тексте предложения с однородными членами. Какие это однородные члены?

Запись в тетрадь предложения:

Листья летят, качаются и бегут.

Работа над предложением, составление схемы.

10. Индивидуальная работа.

- Составить предложение с однородными членами на осеннюю тему. (Выполняют те учащиеся, у которых на столах лежат зеленые листья).

Составить предложение с однородными членами и написать к нему схему. (Выполняют те учащиеся, у которых на столах лежат красные листья).

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

12. Домашнее задание.

(Слайд)

Упр. 96, стр. 52.

- Понаблюдай за листопадом в парке, в лесу или в саду. Составь и напиши об этом текст.

Приложение.