Введение понятия "Угол. Построение углов"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования у детей первичного представления “Угол” и научить их строить углы с помощью линейки.

Для достижения цели урока были поставлены следующие задачи:

  1. Совершенствовать навыки использования чертежных инструментов – линейки, карандаша;
  2. Способствовать развитию мышления учащихся с помощью проблемных ситуаций и использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;
  3. Создать положительную психологическую обстановку в классе через использование игровых и информационных технологий. Посредством работы в парах воспитывать умение общаться друг с другом.

Оборудование: Геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, углы, макет угла, презентация, линейки, карандаши.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ведущие технологии: компьютерные и игровые.

1.

Знакомство.

Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке моя помощница из мультфильма “Смешарики” будет помогать вести урок математики. Давайте посмотрим, что у вас лежит на парте (карандаши, линейки, фигуры, листочки). А сейчас поможем назвать хором правильно геометрические фигуры, с которыми вы знакомились на уроках математики.

Наука, где изучают фигуры, работают с чертёжными инструментами называется – геометрия. Геометрия – одна из древнейших наук.

2.

Наша героиня знает, что вы любите играть и она приготовила вам Игру, которая называется “Расшифруйте слово”. Если мы правильно даём ответ на решение примера, то выходит буква

Прочитаем все вместе. (Угол)

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новой геометрической фигурой и научимся её строить.

- Посмотрите внимательно вокруг и назовите предметы, у которых есть углы. (Доска, тетрадь, парта, окно и т.д.).

3.

А сейчас предлагаем вам поработать в парах. На парте у вас лежат геометрические фигуры разделите их на группы. По каким признакам разделили?

Значит, углы у нас встречаются и на известных нам геометрических фигурах.

Посмотрите, как Нюша разбила фигуры на части (вправо, влево).

4.

Перед вами лежит лист. Надо изобразить отгадку на листе посередине.

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это …….Солнце.

С помощью каких геометрических фигур изобразим солнышко?. Каким цветом? Давайте нарисуем его небольшим, так как знаем из учебников окружающий мир, что солнце это звезда, но не самая большая, и не обладает большим теплом, как другие. А что вы ещё знаете про солнышко?

Нарисовали. Покажите своё солнышко друг другу, улыбнитесь ему. Помашите им. А сколько лучей у вашего солнышка? Посчитайте.

Сколько лучей можно провести из одной точки-солнышка? (Много, множество)

Молодцы. Действительно, из одной точки мы можем провести любое количество лучей.

Посмотрите, какое солнышко нарисовала Нюша.

Дайте определение. Что такое луч? (Прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца) Показать модель.

5.

 

 

 

 

А, сейчас мы будем работать на листочках. Для работы нам понадобится линейка и карандаш цветной. У вас на листочке в клеточке поместили точку. С помощью линейки и карандаша проведите аккуратно, не спеша от точки 2 луча.

Какая у вас получилась фигура? Угол. Да, ребята мы с вами построили угол. Давайте посмотрим ваши углы. (Показать у доски). Что можно сказать про эти углы? Они все разные. Одни больше, другие меньше.

Значит, углы можно сравнивать по величине.

Дайте определение.

Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом.

Физкультминутка. Вышли мышки как-то раз…

Ребята, вы любите кататься с горки? И наши девочки любит. Сели подружки в санки и покатилась с горки. Катятся да и приговаривают:

От вершины по лучу
Словно с горки покачу.
Только луч теперь – “она”:
Он зовётся “Сторона”

Как называются лучи выходящие из точки? Стороны.

Дайте определение и покажите стороны на рисунке.

Лучи, образующие угол называются сторонами.

6.

А сейчас самостоятельно попробуем начертить угол. С чего начнём?. Где будем ставить точку?. Показать угол учителю.

Начертите свой угол не похожий на тот, который у вас уже есть.

(Рассмотреть углы).

7.

Кто умеет определять время? Посмотрим, как 2 луча образуют угол на часах. Проговорим углы. Постройте понравившийся вам угол. Порядок построения вспомним. Начертите понравившийся угол.

А для чего мы строим и изучаем углы? Где они нам пригодятся?

8..

Как же различать такое количество углов между собой? (Нужно дать углам имена)

Каждый угол так же как отрезок (показать рисунок) имеет своё название, имя. Отрезок имеет имя из 2 букв, а сколько букв может содержать угол. (1 или 3). Показать.

Вспомним буквы, которые мы можем использовать из латинского алфавита? (А,О,М,К,Д Т,Е).

Запишите название начерченного вами в тетради угла.

9.

Как называется фигура, которая состоит из точки и двух лучей выходящих из неё?

(Угол). Сколько сторон имеет угол? (Две)

Урок закончен. Примите улыбки от наших героинь.

Приложение 1
Приложение 2