Урок по теме "Петр I. Россия на рубеже веков"

Разделы: История и обществознание


Цель: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен, познакомиться с событиями прихода к власти царя Петра, его первых государственных дел.

Тип: вводная лекция с проблемным изложением, с применением ИКТ.

План урока:

  1. Россия в конце XVII века.
  2. Детство Петра.
  3. Двоецарствие. Царевна Софья.
  4. Начало царствования Петра.
  5. Азовские походы.
  6. Великое посольство.
  7. Оценки деятельности Петра I.

Ход урока.

1. В конце XVII века Россия,

ведя беспрерывные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией, испытывала усиление зарубежного влияния на ее внешнюю и внутреннюю политику, быт и традиции населения.

Назовите известных вам деятелей-реформаторов России XVII века. Охарактеризуйте их взгляды и замыслы.

Симеон Полоцкий. Белорус. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Службу проходил в Полоцке. Приглашен в Москву. Преподавал в Заиконоспасском монастыре. Первый придворный поэт. Занимался воспитанием и образованием царских детей (Алексея Михайловича).

Дети стали первыми руководителями Российского государства, получившие западное образование, включавшее знания европейской истории, культуры, иностранных языков.

А.Л. Ордин-Нащокин. Псковский дворянин. Известный политический деятель России XVII века. Дипломат. Возглавлял Посольский приказ. Выступал за расширение экономических и культурных связей со странами, как Западной Европы, так и Востока.

В области внутренней политики он во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность. Это означало переход к постоянной армии. Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667г), основал ряд новых мануфактур. По его проекту установлена почтовая связь между Москвой, Ригой, Вильно.

В.В. Голицин. Князь, фактический правитель России в период регентства царевны Софьи. При его поддержке в Москве открыто славяно-греко-латинское училище. Был сторонником реформ Ордина-Нащокина. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Был организатором и руководителем Крымских походов.

Таким образом, к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю историю наступавшего XVIII столетия.

2. Переход к новой теме.

Вступительное слово учителя. Россия в конце XVII века.

Создание проблемной ситуации, т.е. создание такой обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально- психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявления личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче.

Проблемная ситуация. Россия и Запад в конце XVII века. Яркий контраст (Слайды № 2, 3, 4, 5).Возможные варианты развития. Преобразования, реформы.

3. Лекция-Презентация.

Вступительное слово учителя.

4. Сообщения учащихся.

  • Детство Петра.
  • Преображенский период.
  • Азовские походы.
  • Великое посольство

Сообщения учащихся иллюстрируют слайды презентации( № 6 -22)

5. Беседа по высказыванию Пушкина о Петре I

используются для закрепления и вывода урока (Слайд № 23 -24).

6. Домашнее задание

(Слайд № 25).