Урок биологии по теме "Видоизмененные подземные побеги". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи:

  • Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
  • Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.

Оборудование:

  • Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры.
  • Чашка Петри, лупа.
  • Презентация, компьютер.

Тип урока: комбинированный (урок - исследование).

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.

П -

Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)

О -

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)

Б -

И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)

Е -

По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель) 

Г -

Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)

Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.

2. Проверка знаний.

  • Что такое побег? Побег - это стебель с листьями и почками.
  • Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
  • По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
  • Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
  • Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
  • А побеги у всех растений одинаковые?
  • А почему?

3. Изучение новой темы

Мы начинаем наше исследование, в ходе которого вы будете заполнять маршрутный лист, который есть у каждого (приложение 1).

Тема: Видоизмененные побеги

Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.

Задачи:

1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.

2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.

Вывод:

Выполняем лабораторную работу по плану (приложение 2). План работы лежит на столе. Учащиеся в ходе исследовательской работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы "Видоизменения подземных побегов".

Видоизменения
(рисунок)
Строение Функции Примеры растений
1. Корневище 1-стебель

2-почки

3-чешуи-листья

4-придаточные корни

1. запас питательных веществ;

2. переживание неблагоприятных условий;

3. вегетативное размножение

 
2. Клубень 1-верхушечная почка (росток)

2-толстый стебель

3-глазки-боковые почки

4-основание клубня

 
3.Луковица 1-придаточные корни

2-донце-стебель

3-почки

4-сочные чешуи-листья

 

Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

Для того чтобы заполнить третью и четвертую колонки таблицы, можно воспользоваться учебником.

В ходе проведенного исследования мы выяснили: (закончи предложение). Ответы учеников.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

4. Обобщение и систематизация

Выполните карточки-задания (приложение 3,4).

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.

5. Рефлексия

  • А я и не знал, что :
  • Что нового вы узнали на уроке?

Какое настроение было у вас на уроке?

6. Домашнее задание

  • Параграф 22, записать примеры растений в таблицу.
  • Рабочая тетрадь стр. 41-42, № 1-3.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4