Листая страницы Великой Отечественной

Разделы: История и обществознание


Цель: выявить степень усвоения учащимися основных знаний ( понятий, дат и событий) по теме Великая Отечественная война; выяснить насколько свободно учащиеся оперируют фактами из истории войны; содействовать развитию умений классифицировать и группировать факты, анализировать исторические источники, отстаивать свою точку зрения, аргументировать; содействовать патриотическому воспитанию, пониманию роли нашей страны и всего нашего народа в Великой Отечественной и Второй Мировой войне.

Оборудование: карта "Великая Отечественная война", атласы, выставка книг и работ учащихся, посвященная 65 - летию Победы, карточки с заданиями и источниками, экспозиция картин о событиях Великой Отечественной, DVD - диск "Великая Отечественная"

Ход урока

Сообщение темы, целей и задач урока.

Обобщение и систематизация знаний.

Начать урок с музыкального сопровождения А. Александров, В.Лебедев - Кумач "Священная война".

Вводное слово учителя: "Эта песня тревожным набатом прогремела над страной впервые дни Великой Отечественной, когда все русские люди верили, что эти испытания. Обрушившиеся так внезапно и сокрушительно, вот - вот закончатся. Но война растянулась на четыре страшных года. День за днем. Из дней складывались месяцы, из месяцев годы. 1418 дней и ночей, 1418 героических и трагических страниц. Давайте пролистаем страницы Великой Отечественной".

Итак, страница первая "Начало".

Организация учебной дискуссии и творческой деятельности:

Определите, какому периоду соответствует наша первая страница.

Как вы понимаете "Великая Отечественная?" Подтвердите примерами .

В чем состоит основное содержание планов "Ост" и "Барбаросса". Покажите по карте направления главных ударов.

Какой город был удостоен звания города - героя за мужество его защитников в первые дни войны?

Работа с источниками №1 и №2 (см. Приложение).

Объясните, почему наша страна терпела неудачи в начальный период войны.

Какая главная задача стояла перед страной в экономическом плане?

Как складывалась антигитлеровская коалиция?

Назовите крупные операции первого периода войны. Определите хронологию и объясните значение Московской битвы.

Рассмотреть источник № 3 (см. Приложение).

Ответить на вопросы. Аргументировать свою точку зрения.

Что - же все - таки, по - вашему мнению, остановило "Тайфун"? По оценке М. Мессершмидта пол Москвой вермахт "поставили на край катастрофы противник, пространство и климат" Представляется ли вам эта оценка верной? Объясните свое мнение.

Опережающее задание: герои начального периода войны.

Страница вторая "А нам нужна одна Победа:".

Фонограмма "Белорусский вокзал"

Слово учителя: "Через потери и поражения наша страна шла к победе, а переломными были годы нашей второй страницы".

Организация учебной дискуссии и творческой деятельности:

Назовите хронологические рамки второго периода.

Объясните понятие "коренной перелом". О каких событиях идет речь?

Почему наступление немцев разворачивалось на Сталинград. Какие события этому предшествовали?

Назовите основные этапы и хронологические рамки Сталинградской битвы.

Работа с источником № 4. (см. Приложение). Рассмотрите донесения к Сталинградской битве и по - возможности с максимальной точностью определите дату. Ответ поясните.

В чем значение Сталинградской битвы?

Рассмотрите документ № 5. (см. Приложение). О какой операции идет речь. Приведите аргументы.

В чем значение Курской битвы? Определите хронологию битвы, ее этапы и их название

Анализ документов №6, 7, 8. Ответы аргументируйте.

Опережающее задание: наши земляки - участники Курской битвы - наши земляки.

Страницы третья "Этот День Победы :"

Фонограмма "День Победы".

Слово учителя: "Каждый день по широкой дорожке возле Кремля. Чеканя шаг, к Вечному огню направляется почетный караул. Замирают людские сердца. Склоняются головы. Слезы катятся по щекам и мужчин и женщин. Торжественная музыка словно вплетается в бьющееся пламя Вечного огня, напоминая поколениям о подвиге нашей страны".

Организация учебной дискуссии и творческой деятельности:

Назовите хронологические рамки третьего периода.

Какие задачи стояли перед страной в 1944 - 1945 годах?

Назовите хронологические рамки Берлинской операции. Какое событие произошло 30 апреля 1945 года?

Отвечают ли состояниям вашей души слова из популярной песни "А нам нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим". Какие факторы определили победу в войне?

Назовите даты совещаний глав трех держав. Какие вопросы решались на них?

Работа с текстом №9.

Определите события Второй мировой и Великой Отечественной, используя текст № 10.

Учитель: В истории нашей страны было немало тяжелых и долгих войн, но только название последней Великая Отечественная пишется с большой буквы. И нужно поклониться всем кому мы обязаны победой.

Рефлексия. Оценка обучающимися результатов своей деятельности.

Литература.

  • Вяземский Е.Е., Стрелкова О.Ю. Методика преподавания истории школе: практическое пособие. М., ВЛАДОС.
  • "История" - приложение к газете 1 сентября - 2001-2010 гг.
  • "Преподавание истории школе" 2002-2010 г.