Тема любви в рассказе А.Куприна "Гранатовый браслет". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


“Да нет…скажите… неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью,
которая…ну, которая…словом…святой, чистой, вечной любовью…неземной … Неужели не любили?”.

А.Куприн. “Гранатовый браслет”.

“Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире”.
А.Куприн. “Гранатовый браслет”

Цели:

- исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств, определение автором значения такого чувства, как любовь, в жизни человека;

- развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;

- создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;

- воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.

Задачи.

Ученики:

1) совершенствуют навыки анализа художественного текста;

2) выделяют главные, существенные моменты в развитии действия, определяют их роль в раскрытии темы и идеи произведения;

3) работают над семантикой слова в контексте произведения, определяют роль художественной детали;

4) соотносят свои рассуждения по предложенной теме с текстом произведения;

5) формулируют самостоятельные выводы по результатам анализа;

6) вырабатывают собственное отношение к событиям и героям рассказа, приводя аргументы из текста и из жизни.

Место урока в изучении темы: второй урок изучения рассказа А.Куприна “Гранатовый браслет”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.

Конспект урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников Презентация
Этап 1 урока. Организационный. (1 минута)
Цель этапа:

- создание благоприятной психологической атмосферы урока, позволяющей учащимся настроиться на учебный ритм урока.

Деятельность № 1

- Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Цель этапа:

- демонстрация готовности к учебной деятельности.

Деятельность № 1

- Ученики отвечают на приветствие учителя, готовят.

 

 

Этап 2 урока. Ориентировочно-мотивационный.. (1 минута)
Цель этапа:

- подготовка учащихся к осознанному восприятию материала,

стимулирование познавательного интереса, проверка готовности к восприятию новой информации.

Деятельность № 2

-Учитель предлагает вспомнить о результатах работы над произведением на предыдущем уроке.

Цель этапа:

- демонстрация учениками знания текста, воспроизведение результатов анализа его художественной структуры, сформулированных на предыдущем уроке.

Деятельность № 2

-Ученики называют виды аналитической работы с текстом на предыдущем уроке.

 
Этап 3 урока. Целеполагающий. (3 минуты)
Цель этапа: -формулирование посредством деятельности учащихся темы урока, целей и задач урока, прогнозирование ожидаемых результатов.

Деятельность 3

- Учитель обращает внимание учеников на эпиграфы к уроку и предлагает выделить “ключевое” слово, объединяющее две цитаты.

- Учитель просит учеников определить главную тему рассказа, сформулировав, таким образом, и тему предстоящего урока, и записать её в тетрадь.

Цель этапа:

- определение и формулирование темы урока, целей и задач урока.

Деятельность 3

- Ученики определяют “ключевое” слово – “любовь”.

- Ученики называют главной тему любви, формулируя тему урока.

- Ученики записывают в рабочую тетрадь дату, тему урока.

 

 

 

Слайд № 2

Эпиграфы к уроку

Слайд № 1

Тема урока

Деятельность № 4

- Учитель предлагает сформулировать цели и задачи урока.

Деятельность № 4

- Ученики формулируют цели и задачи урока.

Слайд № 2

Эпиграфы к уроку

Слайд № 3

Цели урока

Этап 4 урока. Операционно-исполнительный.(35 минут)
Цели этапа:

- развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания;

-развитие умения грамотного использования текста для аргументированного рассуждения;

- развитие умения культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения.

Деятельность № 5

- Учитель предлагает ученикам обратиться к завязке рассказа (получение главной героиней рассказа Верой Николаевной письма на день рождения и подарка, гранатового браслета). Кто прислал подарок? Знаем ли мы что-то об этом человеке? Сколько лет этой истории?

Цели этапа:

- совершенствование навыков аналитико-исследовательской работы по тексту ;

- совершенствование умения подбирать материал из текста по предложенной теме;

- совершенствование умения

культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения.

Деятельность № 5

- Ученики отмечают, что читатели ничего не знают о приславшем подарок, но по определению Веры “это – тот”, по анекдотической версии этих отношений, изложенных в альбоме мужа Веры, узнают, что история о “влюблённом телеграфисте” известна всем членам семьи.

 
Деятельность № 6

- Ученикам предлагается ответить на вопрос: считают ли члены семьи Веры отношение к ней “влюблённого телеграфиста” настоящей любовью? (По результатам домашнего задания.)

Деятельность № 6

- Ученики зачитывают сделанные дома записи и формулируют промежуточные выводы.

 
Деятельность № 7

- Ученикам предлагается ответить на вопросы: когда в рассказе возникает разговор о настоящей любви?

Деятельность № 8

- Учитель предлагает ученикам вернуться к первому эпиграфу и обратить внимание на синтаксическое оформление фразы. Как особенности синтаксиса помогают раскрыть смысл этой фразы в контексте?

Деятельность № 7

- Ученики отмечают, что разговор о настоящей любви возникает на дне рождения у Веры.

Деятельность № 8

- Ученики обращают внимание на обилие многоточий, на то, что слова, определяющие понятие “настоящая любовь”, подбираются с трудом.

Слайд № 3

Эпиграфы к уроку

Деятельность № 9

- Учитель предлагает ученикам выписать в тетрадь те определения, с которыми связано понятие “настоящая любовь”.

Деятельность № 10

- Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов: почему вопрос о настоящей любви задан Аносову? Имеет ли он представление о том, какой должна быть настоящая любовь?

Деятельность № 11

- Ученикам предлагается ответить на вопрос: настоящая любовь, по мнению Аносова – какая она? Для ответа предлагается поработать с текстом и продолжить записи в тетради.

- Учитель по результатам проверки записей выводит “формулу” любви:

Любовь = трагедия

- Есть ли в выписанном ряду ещё одно слово, которое мы привычно связываем с трагедией? Почему?

Деятельность № 12

- Ученикам предлагается доказать, что у Аносова иная шкала ценностей.

- Учитель обращает внимание учеников на то, что слова “трагедия” и “радость” оказываются в одном смысловом ряду, а значит, оба на равных входят в “формулу” любви.

Любовь == трагедия

Любовь == радость

Трагедия == радость(?)

Деятельность № 13

- Учитель предлагает ученикам прослушать первые такты музыки. Что это за музыка? Когда и где возникает в сюжете тема сонаты Бетховена?

- Учитель обращает внимание учеников на то, что D-dur – это Ре-мажор, а мажор – светлый, “радостный” музыкальный лад.

Деятельность № 9

- Ученики работают с текстом первого эпиграфа, выписывая определения в тетрадь, зачитывают их.

Деятельность № 10

- Ученики отвечают, что автор показывает нам Аносова мудрым человеком, знающим жизнь, достойным того, чтобы к его мнению прислушались не только герои рассказа, но и мы, читатели.

Деятельность № 11

- Ученики работают с текстом, делают записи в тетради, зачитывают записанное.

- Ученики выделяют слово “смерть”. Смерть – всегда трагедия, так как жизнь – самое ценное, что есть у человека.

Деятельность № 12

- Ученики находят слова Аносова и зачитывают их.

- Ученики называют слово “радость”.

Деятельность № 13

- Ученики отвечают, что сонату Бетховена D- dur Желтков “завещает” Вере как память о себе.

Слайд № 3

Эпиграфы к уроку

Слайд № 4

Настоящая любовь - какая?

Слайд № 5

Настоящая любовь – какая? (Аносов)

Слайд № 6

Цена любви (по Аносову)

Слайд № 7

Слайд № 7

(аудиозапись сонаты Л.В.Бетховена D-dur)

Слайд № 8 (мажор)

Деятельность № 14

- Учитель предлагает ученикам вернуться к сюжету рассказа и ответить на вопросы: в какой главе мы встречаемся с Желтковым? Даёт ли автор перед встречей с героем возможность высказаться ему самому?

Деятельность № 15

- Учитель предлагает обратиться к тексту письма и сформулировать отношение к личности Желткова, подтверждая своё мнение примерами из текста.

Деятельность № 14

- Ученики отвечают, что Желтков появляется перед нами в Х главе, в сцене разговора с ним мужа и брата Веры Николаевны. Автор предварительно даёт нам возможность представить Желткова через отношение к нему и его чувствам других героев .

Деятельность № 15

- Ученики формулируют своё мнение, опираясь на текст: Желтков бережно, нежно, почтительно относится к Вере, он скромен, тактичен, его чувства искренни.

 
Деятельность № 16

- Учитель обращает внимание учеников на слова Желткова из письма: “нет права”, “нет тонкого вкуса”, “нет денег”. К какому известному нам литературному типу мы можем отнести героя с такой характеристикой?

Деятельность № 17

- Учитель предлагает ученикам вернуться к кульминационному эпизоду – разговору Желткова с пришедшими мужем и братом Веры - и ответить на вопросы: в какой момент и почему меняется ход разговора и поведение главного героя? Каким вдруг предстаёт перед нами Желтков? Как автор развивает тему “маленького человека”?

Деятельность № 18

- Учитель предлагает найти в тексте и зачитать слова Василия Львовича о своём новом отношении к чувству Желткова. Какие “ключевые” слова нашего урока звучат в этой фразе?

- Учитель обращает внимание учеников на то, что слово “трагедия” звучит в новом контексте. Ученикам предлагается определить этот контекст и объяснить, как меняется наше понимание смысла слова “ трагедия” в этом случае.

Деятельность № 19

- Учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрации портрета Желткова и определить, какой из них наиболее точно передаёт их представление о герое.

Деятельность № 16

- Ученики называют тип “маленького человека”, подтверждая своё мнение доказательствами из текста: невысокий социальный статус героя, бедность обстановки, смешная фамилия,- отмечают особенности внешности героя, “говорящие” детали одежды, его мимику, жесты.

Деятельность № 17

- Ученики отмечают, что автор “распрямляет” своего героя, придавая его образу значительность и глубину (помогают детали: имя героя – Георгий (Победоносец), сравнение его лица в гробу с лицами Наполеона и Пушкина).

- Ученики делают вывод: автору важно показать, что большое чувство делает “маленького человека” “большим”.

Деятельность № 18

- Ученики находят в тексте слова Василия Львовича, зачитывают их и выделяют два “ключевых” слова: “любовь” и “трагедия”.

- Ученики находят словосочетание “трагедия души” и делают вывод: первоначально слово “трагедия” мы связывали с понятием “физическая смерть”. Новый контекст поднимает это слово на иную высоту, придаёт ему иной масштаб. Тело человека смертно, но бессмертна душа.

Деятельность № 19

- Ученики знакомятся с иллюстрациями к рассказу и формулируют собственное мнение, аргументируя его.

Слайд № 2

Эпиграфы к уроку

Слайды № 9, 10

Иллюстрации к рассказу

Деятельность № 20

- Учитель отмечает, что жизнь главного героя окончилась трагически: он погиб, и предлагатет ученикам поразмышлять над вопросами: а могло ли всё закончиться иначе? Возможна ли была любовь без трагедии?

Деятельность № 20

- Ученики отмечают, что смерть как решение проблемы выбирает сам Желтков. Неизбежность такой развязки осознают и Вера, и Василий Львович.

Трагедия неразделённой любви приводит Желткова к такой чистоте, высоте и силе чувства, что вероятность “земного” счастья в данном случае невозможна.

 
Деятельность № 21

- Учитель отмечает, что критики называли Желткова “рыцарем бедным”. С понятием рыцарства тесно связан культ Прекрасной Дамы.

- Учитель предлагает ученикам ознакомиться с информацией о культе Прекрасной Дамы, изложенной на слайдах.

Деятельность № 22

- Учитель подчёркивает, что кодекс рыцарской чести состоит не в обладании любимой женщиной, а в высоком служении ей. Какие из определений любви, записанных в ваших тетрадях, подходят для характеристики такого чувства?

Деятельность № 21

- Ученики зачитывают тексты слайдов.

Деятельность № 22

- Ученики отвечают, что рыцарь поднимает любимую женщину до небесных высот, сравнивая с Девой Марией, зачитывают определения такой любви:

“святая”, “чистая”, “вечная”, “неземная”.

Слайды № 11,12,13

Культ Прекрасной Дамы.

Слайд № 14

Слайд № 15

Деятельность № 23

- Подводя итог, учитель предлагает ответить на вопросы: что оставляет любимой Желтков? Чьи слова сплетаются с музыкой Бетховена? Кто говорит с Верой? Какими словами заканчивается рассказ?

Деятельность № 23

- Ученики отвечают, что Желтков оставляет Вере письмо, в котором желает ей счастья, слова из молитвы “Да святится имя Твоё” во славу любимой и музыку, наполненную радостью. Бессмертная душа Желткова говорит с Верой, её слёзы-очищающие, приносящие облегчение и радость.

 
Этап 5 урока. Рефлективно-оценочный. (5 минут)
Цели этапа:

- установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами;

- оценивание работы класса, отдельных учеников;

- постановка целей выполнения самостоятельной работы для учащихся, определение критериев её успешности;

- рефлексия.

Деятельность № 24

- Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока. Все ли поставленные цели были реализованы?

Цели этапа:

установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами;

- подготовка к выполнению домашнего задания (написание сочинения- рассуждения);

- оценивание урока (рефлексия).

Деятельность № 24

-Ученики подводят итоги, оценивают, насколько полно были реализованы цели урока.

 
Деятельность № 25

- Учитель предлагает ученикам следующее домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему “Нужна ли настоящая любовь в ХХI веке?”

Деятельность № 25

- Ученики записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы.

Слайд № 16

Содержание домашнего задания.

Деятельность № 26

- В конце урока учитель предлагает ученикам провести рефлексию своей деятельности, ответив на вопросы: понравился ли урок? О чём заставил задуматься сегодняшний разговор о любви?

Деятельность № 27

- Учитель благодарит учеников за работу и заканчивает урок.

Деятельность № 26

- Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Деятельность № 27

Слайд № 17

Всем спасибо!

Источники. (Слайд № 18)

А. Куприн “Гранатовый браслет”, Москва, “Эксмо”, 2000. Серия: “ Русская классика. ХХ век”.

http://www.livemaster.ru/whiteroot

http://www.liveinternet.ru/users/nora_eleo/post183464637/

http://tolkslovar.ru/m335.html

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f50e3b.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4815789a.jpg

http://www.bookin.org.ru/book/1200

http://lichttraegerin.livejournal.com/97638.html

http://www.fujo.ru/mir-srednevekovia/sr/320-rizar-zhenshina.html

http://churya.com.ua/severnoe-vozrozhdenie/ryitsari.-kult-prekrasnoy-damyi.-bel-dam-san-mersi.html

http://www.xrest.ru/original/29951/

Презентация