“Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…
Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:
- органов движения
- органов познания
- аккумуляторов энергии
Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.
Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.
Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.
Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Игры и упражнения с прищепками
Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.
“Сюрприз”
Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.
(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).
“Ловкие пальчики”
Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.
(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).
“Золотая рыбка”
Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.
(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).
“Весёлый зайчик”
Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.
(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).
“Колючий ежик”
Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.
( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).
Игры с крупами
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.
“Непоседа”
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.
(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками - в течение 1 минуты).
“Ловкие пальчики”
Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.
(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).
“Дорожка”
Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!
(выложить дорожку из горошинок).
“Хозяюшка”
Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.
(сортировать смешанные крупы).
Игры и упражнения с бусами
Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.
“Подарок”
Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)
“Бусинки – горошки”
Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!
(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).
Задания с использованием бусинок:
- по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
- достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
- переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, - достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.
Игры с карандашом
(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)
“Мои ловкие пальчики”
Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
“Карандаши”
Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.
Упражнения с пуговицами
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.
- выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
- классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
- нанизывать пуговицы на леску,
- застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.
Игры с шариками
(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.
“Разноцветные шары”
Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.
Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )
“Дождик”
Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.
Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )
Литература
1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.
2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.
3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.
4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.