Подготовка к ЕГЭ по литературе в средней школе

Разделы: Литература


Работа в современной школе требует некоторого пересмотра видов работы школьников 5-8 классов на уроках литературы. Подготовка к сдаче экзамена по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись уже с пятого класса.

Следует сделать акцент на следующих требованиях к умениям и знаниям учащихся:

  • Чтение литературных произведений должно быть осознанным и творческим.
  • Полноценное владение различными видами пересказа.
  • Умение определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру литературы.
  • Умение анализировать текст, выявлять авторский замысел и средства его воплощения.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Комментирование художественного текста.
  • Умение давать письменный развёрнутый ответ.

Для того, чтобы к старшим классам довести эти умения до навыка, нужно уже с пятого класса вводит на уроках литературы тестовые задания типологии В и С1-С4.

Далее приводим некоторые примеры заданий для шестого класса.

Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро".

В 8. Назовите род литературы, к которому относится это произведение.

В 9. Укажите название стилистического приёма, который заключается в использованиисогласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("Ещё ты дРемлешь, дРугпРелестный - поРа, кРасавица, пРоснись").

В 10. Как называется созвучие концов стихотворных строк, играющее авжную организационную роль в стихе (чудесный - прелестный, злилась - носилась).

В 11. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности ("друг ПРЕЛЕСТНЫЙ", "ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ коврами").

В 12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.С.Пушкина.

С 3. К какому виду лирики относится это стихотворение и почему? Возможен ли здесь однозначный ответ?

С 4. Какие стихотворения о природе Вы знаете? Попробуйте сравнить одно из них со стихотворением А.С.Пушкина.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "И.И.Пущину".

В 8. Назовите жанр лирики, к которому относится это стихотворение.

В 9. Как называется приём художественной выразительности, использованный в первой строке стихотворения.

В 10. Назовите средство художественной выразительности, использованный в следующей строке: "Когда мой двор УЕДИННЁНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫМ снегом занесённый".

В 11. Как называется художественный приём, заключающийся в повторении одинаковых слов в начале строк.

В 12. Назовите стихотворный размер, которым написано это стихотворение.

С 3. Какова тема этого стихотворения? Какие периоды биографии А.С.Пушкина упоминаются в нём?

С 4. Кто из русских поэтов или писателей писал о дружбе? Попробуйте сравнить одно из этих стихотворений с произведением А.С.Пушкина.

Анализ эпического произведения.

А.С.Пушкин " Дубровский" том 2, глава 12(стр. 119-120).

В 1. Назовите род литературы, к которому относится данное произведение.

В 2. Назовите жанр, к которому относится данное произведение.

В 3. Как называется намеренное употребление в тексте однокоренных или одинаковых слов, усиливающих значимость высказывания("Не БОЙТЕСЬ, ради Бога, вы не должны БОЯТЬСЯ моего имени:Но вам не надобно меня БОЯТЬСЯ:").

В 4. Назовите термин, которым обозначается разговор одного человека.

В 5. Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, "стояла неподвижно", "плакала молча").

В 6. Укажите фамилию учителя, за которого выдавал себя Дубровский.

В 7. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, на основе которого происходит развитие сюжета?

С 1. Какую роль играет приведённая сцена в развитии сюжета?

С 2. В каких ещё произведениях А.С.Пушкина описывается трагическая судьба героев? Что общего между этими произведениями?

На первый взгляд, эти работы трудны для восприятия шестиклассниками. Но это не так. Уже после 2-3 подобных работ дети свободно воспринимают формулировки вопросов и пытаются сравнивать различные произведения художественной литература (задания типологии С2, С4),что является наиболее трудным на экзамене.

Использованная литература:

  1. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2012/авт.-сост.С.А.Зинин.-М.:АСТ:Астрель, 2012.
  2. Литература.6 кл.Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 4 ч. Ч.1./[авт.-сост. В.П.Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.:Просвещение,ОАО "Московские учебники", 2007.