Формирование навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


В "Новоарбанском детском саду "Радуга" уделяется серьезное внимание вопросу профилактики и коррекции нарушений осанки, для чего созданы все необходимые условия. В детском саду имеется ставка инструктора по физической культуре, оборудованы: физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка. Для детей организован рациональный двигательный режим. Помимо непосредственно образовательной деятельности физкультурой, проводятся занятия ЛФК, физкультурные паузы, игры и упражнения в которые включаются специальные упражнения на формирование у детей навыков правильной осанки. Педагоги воспитывают у детей привычку принимать правильную рабочую позу: сидеть на стуле и за столом прямо, без напряжения, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги. Во время режимных моментов, постоянно контролируют и напоминают детям о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела.

Для профилактики нарушений осанки особая роль отводиться физическим упражнениям. Работу по воспитанию у детей привычки правильно держать свое тело необходимо начинать со стены, при этом внимание детей должно направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

  1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, локтями, ягодицами и пятками. Сохраняя принятое положение сделать шаг вперед, затем шаг назад. Вернуться в исходное положение.
  2. Встать к стене, принять исходное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. Стоя у стены, принять исходное положение. Отойти от стены, наклониться с совершенно расслабленными руками ("волны качаются"), выпрямиться и постараться снова принять исходное положение.
  4. Встать к стене, принять исходное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить.
  5. Встать к стене, принять исходное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, выполняя упражнение, контролировать, чтобы ребенок не отрывался от стены.

Занимаясь с детьми необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона у детей, бодрого и радостного настроения, чтобы у детей было желание выполнять упражнения, принимать участие в играх. Поэтому на наших занятиях мы используем игровые задания, музыкальное сопровождение, современные средства ЛФК (сухой бассейн), подвижные игры. Большая роль отводится непосредственно образовательной деятельности, в которой физические упражнения группируются так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка и создавали условия для хорошей двигательной активности. В водную часть непосредственно образовательной деятельности включаются разнообразные упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении; упражнения на развитие чувства равновесия и внимания; систематически включаются упражнения на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. Количество движений и их разнообразие планируется в зависимости от задач занятия. Систематически в водную часть включаются упражнения с мешочком, ходьба врассыпную, в колонне по одному, с перешагиванием предметов, по канату и т.д. В основной части общеразвивающие упражнения планируются из разных исходных положений, соблюдая последовательность:

I. Упражнения из исходного положения стоя:

  1. Для укрепления мышц рук и плечевого пояса: "потягивание" ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину.
  2. Для укрепления мышц плечевого пояса и спины: сведение лопаток, при котором ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину.
  3. Упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника, укрепляющие мышцы спины, живота: наклоны и повороты в стороны.
  4. Упражнения, развивающие мышцы нижних конечностей, различные приседания.
  5. Упражнения, развивающие хорошую координацию движений и формирующие навыки правильной осанки; сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

__. Упражнения из исходного положения на четвереньках (выполняются как на месте, так и в движении): для гибкости позвоночника и укрепления мышц туловища.

___. Упражнения из исходного положения, лежа на спине и животе: разнообразные движения ног, прогибания туловища (для укрепления мышц живота и спины).

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений, необходимо чередовать упражнения так, чтобы не было нагрузки на одни и те же мышцы. Можно использовать упражнения сложного характера с различными предметами и пособиями: с мешочком на голове, с гимнастической палкой, с набивными мячами, которые развивают силу и выносливость мышц, улучшают координацию движений. При выполнении детьми упражнений необходимо наблюдать за каждым ребенком, обращать внимание на то, чтобы дети не напрягались, правильно дышали, не поднимали высоко плечи, соблюдали точность движений. Например, в упражнениях из исходного положения, стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову. При выполнении упражнений необходимо соблюдать темп выполнения: средний и медленный, с постепенно увеличивающейся нагрузкой.

Для формирования навыков правильной осанки важен не только подбор основных движений, но и правильная методика их проведения. Так, при обучении ходьбе необходимо напоминать детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращать внимание на движение рук и постановку ног. При обучении метанию обучать детей совершать бросок энергичным, резким движением из правильного исходного положения. Только такое выполнение упражнений окажет необходимую нагрузку на мышцы плечевого пояса. Для формирования правильной осанки необходимы упражнения в равновесии. Они просты по технике выполнения, и их мы включаем в основную часть непосредственно образовательной деятельности по физкультуре. Например, дети, продвигаясь вперед, отбивают мяч правой и левой рукой, проползают по гимнастической скамейке, влезают по гимнастической лесенке до верха, переходят с одного пролета на другой и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений дети идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове. Корригирующие упражнения включаются и в подвижные игры "Догонялки", "Самолеты", "Море волнуется", игры - эстафеты: "Переложи предмет", индивидуальные физические упражнения "Кто дальше", "Лягушки" и др.

По формированию навыков правильной осанки у дошкольников воспитатели, специалисты детского сада и медицинская сестра сотрудничают с родителями. Родители дома, педагоги в детском саду в течение дня, во всех режимных моментах контролируют правильные позы детей: как ребенок ходит, сидит. С родителями проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и мастер - классы, опыт работы размещается на сайте детского сада. Инструктор по физической культуре собрала большой методический материал по данной теме, занимается разработкой педагогической технологии. Формирование правильной осанки - процесс длительный, ведь изменять всегда сложнее, нежели воспитывать: чем раньше мы начнем серьезно заниматься с детьми, тем быстрее достигнем устойчивого результата. Таким образом, если с детьми регулярно на занятиях ЛФК, в непосредственно организованной деятельности, в играх использовать специальные физические упражнения, то у них будут своевременно сформированы навыки правильной осанки.

Литература.

  1. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.
  2. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.- Москва, 2006.
  3. Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки. / О.В.Козырева.// Дошкольное воспитание.- 1998. - № 12 с: 49.