Внеклассное мероприятие. Тема: "Уголовное наказание, его цели и виды"

Разделы: Внеклассная работа


Нет преступления без наказания,
Нет наказания без закона,
Нет преступления без законного наказания.

Цели урока

- Обучающие:

  • Углубить, систематизировать и закрепить знания по уголовному законодательству.

- Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательно интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениям и навыкам.

  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.

  • Развить умения студентов применять теоретические знания к анализу правовых актов.

- Воспитывающие:

  • Содействовать профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

  • Показать цель системы наказаний в историческом прошлом и сейчас.

  • Способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению.

Метод обучения: комбинированный

Основные понятия  урока:

амнистия, помилование,  уголовное наказание, условное осуждение.

Оснащение  урока: УК РФ, УПК РФ.

Вопросы для изучения:

1. Виды наказаний за  уголовные преступления.

2. Цели наказания.

3. Основания для освобождения от  уголовной ответственности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие.

Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Отчет старосты о наличии обучающихся на уроке

2

Целевая ориентация

Ориентация обучающихся на реализацию учебной темы урока (“Уголовное наказание, его цели и виды”), целей и задач “Содействовать профилактике преступлений среди несовершеннолетних. Способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению”.

Вступительное слово преподавателя:

Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока.

3

Актуализация опорных знаний и умений

Актуализация знаний, усвоенных ранее.

Преподаватель: “Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните, что такое уголовное право и Уголовный кодекс РФ”.

  • Чем занимается уголовное право?
  • Что такое Уголовный кодекс?
  • Что такое преступление?
  • Какие бывают виды преступлений?
На данном этапе урока обучающиеся:

- отвечают на предложенные вопросы

4

Изучение нового материала

Преподаватель: Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая судом.

Далее рассказать обучающимся о целях наказания, его видах, о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах (с примерами), об основаниях для освобождения от уголовной ответственности и от наказания.

Амнистия - освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и освобождение от наказания осужденных за совершение преступлений. Она объявляется Государственной Думой в отношении отдельных категорий лиц.

Помилование - освобождение от дальнейшего отбывания наказания или замена наказания более мягким. Осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.

Даже Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, взбунтовавшийся против правил общества, был согласен с тем, что за кровь неизбежна расплата. Что нет преступления без наказания, греха без искупления. Но некоторые подростки имеют ошибочное представление о возможности избежать наказания за правонарушение. Наказание неотвратимо. Сейчас мы убедимся в этом. Итак, игра “Трудный выбор”.

Игра “Твой выбор”.

Цель игры:

  • Показать ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания за правонарушения.
  • Воспитывать негативное отношение к проявлениям кражи и готовность к противодействию этому и другим правонарушениям; развить представление о неотвратимости наказания.
  • Разъяснить сущность принципа “неотвратимости ответственности”.
  • Воспитывать умение поддерживать микроклимат.

Создается шесть групп

Информация для работы групп пишется на доске.

После уроков студент первого курса Иван И. забрал из гардероба чужую кожаную куртку.

Восприятие, осмысливание нового материала.
  Задания для групп раздаются индивидуально для каждой группы.

Первая группа: “Родители правонарушителя”.

Вам стало известно о краже, совершенной вашим сыном, и о том, что родители потерпевшего собираются обратиться в милицию. Что вы сделаете:

1. Попросите родителей потерпевшего не подавать заявление;

2. Согласитесь с действиями родителей потерпевшего;

3. Предпримете что-то еще?

Вторая группа: “Администрация учебного заведения, где учится правонарушитель”.

К вам обратились родители потерпевшего и сообщили, что собираются подать заявление в милицию на студента вашего учебного заведения Ивана И., Что вы сделаете:

  1. попросите родителей потерпевшего не подавать заявление и решить все в стенах учебного заведения;
  2. согласитесь с действиями родителей;
  3. предпримите что-то ещё?

Третья группа: “Работники милиции”.

Родители потерпевшего обратились в милицию с просьбой найти куртку. Вы нашли виновного. Что вы сделаете:

  1. откажетесь от возбуждения уголовного дела;
  2. примете решение о возбуждении уголовного дела;
  3. передадите материалы в инспекцию по делам несовершеннолетних?

Четвертая группа: “Судьи”.

Вы рассматриваете дело о краже куртки 16-ти летним подростком. Какой приговор вы вынесете:

  1. лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК, но с отсрочкой исполнения приговора на 1 год;
  2. лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК?

Пятая группа: “Родители потерпевшего”.

К вам пришли родители правонарушителя, принесли украденную их сыном куртку и попросили вас забрать из милиции заявление. Что вы делаете:

  1. заберете заявление;
  2. не заберете заявление;
  3. предпримете что-то ещё?

Шестая группа: “Однокурсники правонарушителя”.

Вы оказались случайным свидетелем кражи. К вам в группу пришел следователь с просьбой оказать помощь следствию. Что вы сделаете:

1. промолчите;

2. расскажете, что видели;

3. предпримете что-то еще?

Обучающиеся работают по группам.
  Порядок работы в группах.
  • Обсуждение ситуации.
  • Принятие решения, его обоснование.
  • Письменное оформление решения на рабочих местах.

На работу в группах следует отвести 5-7 минут. Организуется обмен мнениями, по итогам которого заполняется таблица. (Приложение 1)

Решения, принятые группой, сообщаются одним - двумя представителями. Обучающимся группы предлагается определить его характер (“мягкий” или “строгий”).

Если большинство решений будут мягкими, преподавателю целесообразно объяснить сущность гуманного подхода к правонарушителю: гуманизм - благородный принцип, но бездумное его применение может порождать у некоторых людей чувство безнаказанности. Но нет преступления без наказания, греха без искупления.

Есть справедливость юридическая, и есть высшая Божеская. В соответствии с первой каждое преступление должно быть раскрыто, а преступник наказан по закону. Так и бывает очень часто.

Но даже если кто-то ухитрился избежать суда земного, он не минует суда иного, высшего.

Рано или поздно этот суд наступит. И в этом та конечная справедливость жизни, которая придает ей всем понятный смысл.

Обучающиеся обмениваются мнениями и заполняют сводную таблицу.

 

 

 

 

 

 

Восприятие, осмысливание материала.

5

Контроль и самоконтроль, коррекция знаний.

Проведение устного фронтального опроса по вопросам:

1. Каковы сущность и цели наказания?

2. Какие вам известны виды уголовного наказания?

3. Назовите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

4. Каковы основания освобождения от наказания?

Обучающееся отвечают на предложенные вопросы

6

Подведение итогов и рефлексия

Обсуждение итогов учебного занятия.

Оценивание работы обучающихся.

Слушают.

7

Информация о домашнем задании

Преподаватель:

“Вы сегодня получили много информации об уголовном наказании.

Дома напишите сочинение размышление о том, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее. Спасибо за урок”.

Запись домашнего задания в рабочую тетрадь

Приложение № 1

“Твой выбор”
(сводная таблица)

Группа Принятое решение Характер решения
Родители правонарушителя

Администрация колледжа, где учится правонарушитель

Работники милиции

Судьи

Родители потерпевшего

Однокурсники правонарушителя