Коррекционно-развивающее занятие "Нахождение предмета по словесному описанию"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Форма: индивидуальное, групповое

Обучающийся: ученик начальной коррекционной школы VIII вида

Проблемы в обучении: фрагментарность восприятия, слабая дифференцированность восприятия, низкий уровень осмысления воспринимаемого, недостатки в развитии основных мыслительных процессов, инертность мыслительных действий, неумение установить закономерность, выделять существенное.

Теоретические предпосылки:

Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.[2]

Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

Цель:

  • Учить сравнивать предметы по одному - трем свойствам (признакам).
  • Развивать умение выделять свойства (признаки) в предметах, абстрагировать эти свойства (признаки) от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
  • Развивать устойчивую связь между свойством (признаком) и словами, которые его обозначают. Формирование соотношения между словом и образом.

Оборудование: Блоки Дьенеша, презентация-тренажер, карточка для раскрашивания, игровое поле-дом, парные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, настрой на работу, мотивация:

- Каждый день, всегда и везде нас окружает много разных предметов. Посмотри вокруг себя, что ты видишь? /организующая помощь - подсказка, куда надо смотреть/

- Для того, чтобы всегда можно было найти нужную вещь или рассказать кому-то о том, что видел, надо уметь правильно описывать предмет и знать, как это делается.

- Сегодня мы будем учиться находить предметы, выбирать нужный из нескольких, описывать то, что видим.

2. Основная часть

Упражнение "Круглое - Овальное" (Приложение 1)

1 вариант: учитель показывает парные картинки: "Что круглое, а что овальное?."

2 вариант: учитель называет предметы, например, "слива-крыжовник", ребенок продолжает "слива - овальная; крыжовник - круглый". По возможности, учитель стимулирует ребенка на самостоятельный поиск пар.

Кинезиологическое упражнение "Колечки" [1]

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. (Рисунок 1)

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже "здравствуй!" говорю
Я соседской курице.
Повстречал ежонка еж:
"Здравствуй, братец!
Как живешь?"

Упражнение "Раскрась по порядку"

Раскрашивание предметов по заданному условию, в зависимости от проблемы ребенка.

  • 1 вариант: Раскрась маленькие фигуры красным цветом, а большие синим.
  • 2 вариант: Раскрась круги красным, квадраты синим, а треугольники зеленым цветом.

/организующая помощь - проговаривание задания; выдача инструкции по одному пункту/

Упражнение "Кто где живет" (логические кубики Дьенеша)

- В этом доме живут фигуры из этого набора. Давай поможем им заселиться в свои комнаты.

  • 1 вариант (по одному признаку): на первом этаже живут синие фигуры, на втором - красные... и т.д.
  • 2 вариант (по двум признакам): в первом подъезде живут большие желтые фигуры, во втором подъезде - маленькие синие фигуры ... и т.д.
  • 3 вариант (по трем признакам): в квартире №1 живет круглая маленькая красная фигура, в квартире №2 - треугольная большая синяя фигура ... т.д.

/организующая помощь - одобряется любой верный выбор, показывается место, куда надо разместить выбранную фигуру/

Упражнение "Облако" (физминутка)

  • Беленькое облако - округленные руки перед собой
  • Поднялось над крышей. - поднять руки над головой
  • Устремилось облако - подтянуться руками вверх
  • Выше, выше, выше.
  • Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой
  • Зацепил за кручу.
  • Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг и опустить их
  • В грозовую тучу.

Упражнение "Найди по описанию" (презентация-тренажер)

Открывается презентация, рассматривается титульный лист, называются группы предметов. Учитель ставит задачу: из всех предметов, надо будет найти тот, который подходит показанным условиям.

Тренажер настроен по двум вариантам:

  • 1 вариант: ученик читает условие и самостоятельно находит нужный предмет.
  • 2 вариант: при последовательном нажатии на признаки, исчезают лишние предметы.

3. Итог занятия. Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы узнали, как найти предмет по описанию.

- Когда мы хотим найти какой-нибудь предмет, на что мы обращаем внимание? - на форму, цвет, размер; на свойства предмета - мягкий, твердый и т.п.

- А сейчас давай представим себе, что мы надули воздушный шарик (дыхательное упражнение) и отпустили его в небо. - Какой он? Расскажи о нем.

Рефлексию можно проводить под спокойную музыку, предложить ребенку закрыть глаза и представить себе, как шарик летит в небо.

Литература.

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.:ВЛАДОС, 2008
  3. В презентации использованы рисунки с диска "Хочу в школу" // Новый диск, ID Company, 2007
  4. Парные картинки составлены из ClipArt коллекции бесплатных картинок и фотографий (http://office.microsoft.com/ ru-ru/images/)

Приложение 1

Парные картинки