Внеклассное мероприятие по ботанике "Ботанический турнир". 6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цель: закрепление знаний по теме «Побег»

Задачи:

  • развивать интерес к изучаемому предмету, творческие способности детей;
  • глубже познакомиться с жизнью, работами и вкладом в науку К.А.Тимирязева;
  • закрепить знания по темам: «Побег», «Лист. Стебель» через игровую технологию.

План:

  1. Представление команд
  2. «Портрет ученого»
  3. «Заморочки из бочки»
  4. «Дальше, дальше»
  5. Листья простые и сложные
  6. Видоизменение побега
  7. Подведение итогов
Приложение 1

Ход мероприятия

I. Представление команд

Визитная карточка команды «Зелёненькие»

(На мотив песни «За розовым морем»)

Мы зелененьких команда собрались здесь на турнир.
Наши знанья и уменья в деле подтвердим!
Испаренье, фотосинтез мы учили хорошо.
И строенье клетки лука знаем заодно.

Припев:

Мы вам заявляем сегодня всей командой,
Что знанье природы поможет в жизни нам.
Деревья посадим и сделаем прививки,
По правилам точно мы клумбы разобьем.

Формы листьев изучили мы, гербарии собрав,
Возраст дерева узнали, кольца сосчитав,
Про сосуды и волокна говорить не устаем,
Про дыхание растения тоже пропоем.

Представление команды «Вершки»

Девиз:

«Не собираем мы вершки!
Мы в нужном деле – корешки!»

(На мотив песни «Где-то на белом свете»)

Мы учились, старались про листы и побег,
Знать ботанику важно в наш научный век.
Эксперимент заложим, гербарий разберем,
Стебли обозначим и листочек найдем

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла, мы с ботаникой друзья!
Ла-ла-ла-ла-ла, жить нам без нее нельзя!

Дружно наша команда сегодня пришла на турнир,
Верим мы конечно, что в игре победим.
Ну а если случится, не улыбнется она,
Огорчаться не станем, дружба важней всегда!

II. Портрет ученого

Образ Тимирязева, человека большого сердца, прожившего сложную, отданную науке и народу жизнь, человека никогда не шедшего на компромисс. Настоящий ученый и гражданин, всей своей жизнью, наполненной непрерывного труда, К.А.Тимирязев учит нас принципиальности, честности, выполнению высокого общественного долга – служению интересам народа.

Вопросы:

1. Какое образование К.А.Тимирязев получил в детстве? (К.А.Тимирязев от природы богато одаренный человек получил домашнее образование, вместе с братом .Василием прошел гимназический курс и подготовился к поступлению в университет; занимался музыкой со своей мамой Аделаидой Клементьевной, а также с ней и языками);

2. Где обучался К.А.Тимирязев, чтобы стать профессором? (В 1865 году окончил вольнослушателем Петербургский университет. В формировании его мировоззрения большую роль сыграли философские взгляды Герцена, труды Менделеева, Мечникова и особенно Сеченова и Ч.Дарвина. В 1861 году командирован Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Наибольшее значение имела работа с Ж.Буссенго, которого он считал своим учителем. В 1871 году защитил магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла». В 1875 году после защиты докторской диссертации «Об усвоении света растением» стал ординарным профессором);

3. Какие опыты по физиологии растений принесли Тимирязеву мировую известность? (Основные исследования Тимирязева по физиологии растения посвящены изучению процесса фотосинтеза; сконструировал прибор для исследования воздушного питания растений);

4. О роли какого вещества в фотосинтезе впервые высказался К.А.Тимирязев? (Тимирязев впервые высказал мнение, что хлорофилл физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза. Он освятил значение фотосинтеза, осуществляемого зелеными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимой для жизнедеятельности всех организмов);

5. Почему Тимирязева К.А. считают эволюционистом и дарвинистом? (Эволюционное учение Ч.Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки 19 века. Тимирязев считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод, то есть последовательный, эволюционный подход к изучению организмов);

6. Какой вклад внес Тимирязев в развитие науки?(Книга Тимирязева «Жизнь растений» (1838г.) выдержала десятки изданий на русском и иностранном языках. Сочетания глубокого анализа современных проблем естествознания с доступным и увлекательным их изложением характерно для многих трудов Тимирязева.

Был членом Лондонского Королевского общества (1911г.); почетным доктором университета в Глазго (1901г.); Кембридже (1909г.); Женеве (1909г.); членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911г.).

Имя Тимирязева присвоено Московской С/х Академии, Институту физиологии растений России. В Москве есть памятник К.А.Тимирязеву).

III. «Заморочки из бочки»

1) В чем проявляется приспособленность сосудов растений к передвижению воды и минеральных солей? (Сосуды – часть древесины, являющееся проводящей тканью, состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками);

2) К.А.Тимирязев назвал хлорофилл «едва ли не самым интересным веществом на земле. На чем по вашему мнению основано такое утверждение ученого? (Только зеленые растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом заключается космическая роль зеленых растений);

3) В чем выражается подготовка деревьев к перезимовке? (Период покоя у растений сопровождается листопадом – явлением биологическим. Ему предшествует длительная подготовка: а) замедляется образование хлорофилла, в листьях становятся видны другие пигменты – ксантофилл, каротин; б) по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющегося слоя, замедляется и совсем прекращается образование хлорофилла);

4) Поверхность листьев во много раз превосходит поверхность стеблей, какое это имеет значение для растений? (Основная ткань листа – фотосинтезирующая, поэтому, чем больше листьев и больше их размер, тем интенсивнее идет процесс фотосинтеза);

5) Как происходит рост побега? (1. Побег растет своей верхушкой, клетки конуса нарастания делятся, образуя маленькие бугорки – зачатки листьев; 2. У многих травянистых растений, особенно у злаков, вставочный рост происходит за счет деления и роста клеток, расположенных у основания всех междоузлий, благодаря этому растения способны расти очень быстро);

6) Какие побеги называют генеративными, а какие вегетативными? (Если на стебле размещаются цветки и в последствии плоды, то есть генеративные органы – побег генеративный; если на побеге нет генеративных органов, он –вегетативный);

7) Назовите ткани, составляющие внутреннее строение стебля?

  • Покровная –

Кора:
А) кожица, образованная одним слоем клеток с плотными оболочками;
Б) пробка – несколько слоев мертвых клеток;

  • Проводящая –

Древесина и луб:
А) ситовидные трубки – передвигаются органические вещества;
Б) сосуды – проводят воду и минеральные соли;

  • Механическая – клетки с толстыми оболочками;
  • Запасающая – запасание питательных веществ; (сердцевина)
  • Образовательная – один слой живых узких длинных клеток (камбий).

8) При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (В процессе фотосинтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы и кислород).Углекислый газ растения получают из атмосферы, а вода поступает из почвы через корни в стебель и листья);

9) Как по безлистному побегу древесного растения можно определить тип его листорасположения? (Если листья уже опали, то почки находятся над листовым рубцом, местом, где раньше был лист, и по расположению почек можно определить листорасположение).

10) Каково внутренне строение почки растения? (Почка – это зачаточный побег. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточного стебля, зачаточного листа. Если почка генеративная, то она имеет зачаточный цветок или соцветие).

IV. Конкурс «Дальше-дальше»

  • Образование крахмала в листьях на свету (фотосинтез);
  • Органические вещества движутся в растении по (ситовидным трубкам);
  • Покровная ткань стебля – это (кожица и пробка);
  • Корневая система, в которой одинаково развиты главный и боковые корни (мочковатая);
  • Расщепление органических веществ с освобождением энергии происходит при (дыхании);
  • Группа клеток, имеющая одинаковое строение и выполняющая одну и ту же функцию называется (тканью);
  • Корни, отрастающие от главного корня называются (боковыми);
  • Замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними (устьице);
  • Об условиях жизни растений в разные годы можно узнать по толщине (годичных колец);
  • Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется (побегом);
  • Хорошо развитый главный корень имеет корневая система (стержневая);
  • Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется (пикировкой);
  • К какой ткани относится зона роста корня (к образовательной);
  • Орган растения, который служит опорой и обеспечивает передвижение веществ (стебель);
  • Из генеративной почки развивается (побег с цветком);
  • Выделение воды из устьиц в виде пара (испарение);
  • Орган семенного размножения растений (цветок);
  • Подземные побеги можно отличить от корней по наличию у них (почек);
  • Вода и минеральные вещества в стебле передвигаются по клеткам (древесины);
  • Какая зона корня участвует в поглощении воды и минеральных солей (всасывания);
  • Клетки листа в процессе дыхания выделяют (углекислый газ);
  • Расходование органических веществ и освобождение энергии происходит при (дыхании);
  • Минеральные вещества движутся в растении по (сосудам);
  • К какой ткани относится камбий? (к образовательной);
  • Покровная ткань корня – это (корневой чехлик);
  • Часть побега, в которой происходит фотосинтез называется (лист);
  • Почка, состоящая из зачаточного стебля, листьев, называется (вегетативной);
  • Проводящие пучки листа – это (жилки);
  • Фотосинтез в клетке происходит в (хлоропластах);
  • Органические вещества откладываются в стебле в запас в клетках (сердцевины);
  • К какой ткани относится пробка? (к покровной);
  • Пересадка небольшой части побега одного растения на другое – это (прививка);
  • Участки стебля, на которых развиваются листья называются (узлами);
  • Лист, состоящий из нескольких пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками называют (сложным);
  • Пространства между клетками называют (межклетниками);
  • Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой (листопад);
  • Маленькие бугорки с отверстиями в кожице стебля, через которые происходит газообмен – это (чечевички);
  • Рост побега, при котором активно растут междоузлия называется (вставочным);
  • Длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания – это (корневой волосок);
  • Что растение выделяет при дыхании? (углекислый газ);
  • Что защищает внутренние части листа? (эпидерма).

V. Определи простые и сложные листья

  1. Простой сердцевидный
  2. Простой ланцетный
  3. Непарноперистосложный
  4. Простой пальчато-лопастной
  5. Тройчатосложный
  6. Простой рассеченный
  7. Тройчатолопастной
  8. Непарноперистосложный

VI. Укажи видоизменения стебля

  1. Прямостоячий (пальма)
  2. Вьющийся (лиана)
  3. Видоизмененный подземный побег – корневище (ландыш)
  4. Ползучий (лапчатка)
  5. Укороченный (одуванчик)

VII. Поведение итогов в форме таблицы. Награждение победителей.

Команда Представление «Портрет ученого» «Заморочки из бочки» «Дальше-дальше» «Листья» «Стебель» Итог