Комплексная программа "Счастье жить"

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому эго относят к числу наиболее значимых проблем. Не секрет, что за последние годы в нашей стране – новой , демократической России – возросло количество самоубийц среди детей и подростков. В нашем крае в структуре неестественных причин ухода из жизни смертность подростков от суицидов занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий. Комментарии, как говорится, излишни.

Очень часто навязчивым мыслям о смерти, суицидальным намерениям или попыткам предшествует подростковая депрессия. Подростковая депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии подросток испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни, способности получать удовольствие и т.д.

Актуальность и перспективность: учащиеся МОУ СОШ № 4, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Тяжелые переживая, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.

Цели программы:

  1. профилактика детского и подросткового суицида;
  2. активизация внутренних ресурсов подростка для конструктивного разрешения кризисной ситуаций, в которой он находится.

Задачи:

  1. своевременное выявление учащихся, синзитивных по отношению к авитальным наклонностям;
  2. изучение склонности подростков к депрессивным состояниям и причин, побудивших их к этому;
  3. содействие в формировании в школе, а также в семьях учащихся позитивной психологической атмосферы, в снятии возникающего психологического напряжения;
  4. повышение психологической грамотности подростков и взрослых, окружающих его в процессе социализации, обучение их социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
  5. улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, ориентация их на позитивные семейные ценности через вовлечение их в участие в социально-психологический тренинг проблем разрешающего поведения;
  6. составление индивидуального коррекционного маршрута для синзитивных подростков.

Длительность: данная программа охватывает весь период обучения и прохождения, от начального до среднего звена, учащихся.

Продолжительность: один учебный год.

Возрастные категории учащихся: от одиннадцати до семнадцати лет, с 5-го по 11-й классы.

Методы работы:

  1. проведение мероприятий “Линия жизни” с целью активизации внутренних ресурсов подростков, для обучения способам конструктивного разрешения кризисных ситуаций, в которые они могут попасть;
  2. проведение круглых столов, классных часов с привлечением специалистов;
  3. работа телефона доверия, оказание консультативной помощи, психологической поддержки;
  4. организация и проведение акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений “Счастье жить!”;
  5. подготовка и выпуск тематической и печатной продукции;
  6. составление памяток для родителей, педагогов и учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • уменьшение факторов суицидального риска;
  • формирование здорового жизненного стиля и высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
  • развитие системного подхода к профилактике психоэмоционального перенапряжения.

Критерии эффективности:

  1. уменьшение факторов суицидального риска среди учащихся школы;
  2. усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию депрессивных состояний, саморазрушающих форм поведения;
  3. наличие навыков высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков в решении жизненных проблем, поиске, восприятии и оказании психологической поддержки в сложных жизненных ситуациях;
  4. принятие подростками ответственности за собственное поведение, общение.

Программа разбита на диагностический и профилактический блоки.

Диагностическая работа

№ п\п

Формы работы

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственные

1.

Сбор информации о случаях суицидальных попыток в ближайшем социальном окружении учащихся.

5 - 11 классы

в течение учебного года

классный руководитель

психолог

соц. педагог

2.

Исследование эмоциональной сферы учащихся, выявление причин возможной дезадаптации.

5-6 классы

7-8 классы

9-10 классы

11 классы

сентябрь-ноябрь

март-май

классный руководитель

психолог

соц. педагог

3.

Изучение склонности к суицидальным намерениям и попыткам.

7-8 классы

9-10 классы

11 классы

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

соц. педагог

4.

Диагностика критических ситуаций подростков.

7-8 классы

9-10 классы

11 классы

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

соц. Педагог

5.

Диагностика уровня депрессии.

9 классы

11 классы

по запросу

март-май

по запросу

психолог

6.

Тестирование “Ваши суицидальные наклонности” .

5- 11 классы

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

7.

Выявление риска суицида.

учащиеся, стоящие на всех видах учета

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

Профилактическая работа

№ п\п

Формы работы

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственные

1.

Тематические семинары для педагогов и классных руководителей.

педагоги

в течение учебного года

психолог

2.

Рассмотрение вопросов профилактики подросткового суицида на заседаниях родительского комитета и родительских собраниях.

родители

классные руководители

в течение учебного года

психолог

3.

Работа телефона экстренной психологической помощи для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

учащиеся педагоги родители

в течение учебного года

психолог

соц. педагог

4.

Выступления специалистов по запросу.

учащиеся

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

соц. Педагог

5.

Оформление наглядной агитации “ Поверь в себя”, выпуск памяток.

учащиеся педагоги родители

март-май

по запросу

психолог

6.

Проведение цикла классных часов.

учащиеся

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

7.

Смотр – конкурс листов “Счастье жить!”.

учащиеся

апрель-май

психолог

ШВР

8.

Акциия “Детям заботу взрослых”:

“Уроки для детей и родителей”,

“Любить и беречь”.

учащиеся педагоги родители

в течение года

апрель

психолог

ШВР

9.

Консультации родителей в рамках темы.

родители

в течение года

психолог

ШВР

10.

Консультации педагогов в рамках темы.

педагоги

в течение года

психолог

ШВР

11.

Психологический дебрифинг.

учащиеся

по запросу

психолог

12.

Организация групп поддержки ребенка в горе.

учащиеся

по запросу

психолог

13.

Индивидуальные профилактические беседы с подростками.

учащиеся

по запросу

психолог

14.

Обучение подростков приемам саморегуляции, релаксационным упражнениям.

учащиеся

по запросу

психолог

15.

Участие в районных акциях по профилактике суицидального поведения среди учащихся.

учащиеся, педагоги, родители

общественность

март –

апрель

ШВР

16.

Публикация на сайте школы: “Признаки суицидального настроения у подростков”; “Как спасти своих детей”.

учащиеся, педагоги, родители

гости

сентябрь-ноябрь

март-май

психолог

17.

Составление базы данных подростков сензитивных к депрессивному состоянию.

5 – 11 классы

в течение учебного года

психолог

18.

Клуб детско-родительских отношений “Счастье жить!”.

учащиеся, родители

Каждая среда

16.00-18.00

психолог

19.

Цикл профилактических занятий “Линия жизни”.

учащиеся треб. особ. внимания

сентябрь – апрель

ШВР

20.

Тренинг родителей учащихся, требующих особого внимания “Родители и дети”.

целевая группа

в течение учебного года

ШВР

См. приложения.

Литература

  1. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологии. М.: Медицина, 1981. С. 35-49.
  2. Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез и лечение): автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1981.17 с.
  3. Иовчук Н.М., Козюля В.Г., Северный А.А. Депрессия пубертатного возраста // Материалы IV советско-финляндского симпозиума по проблеме депрессий. М., 1983. С. 156-159.
  4. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.560 с.
  5. Косенко В. Г, Смоленко Л. Ф., Вакула И. Н., и др. Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации. Краснодар: Весть, 2004. 14 с.
  6. Кривулин Е. Н., Голодный С. В. Критерии ранней диагностики депрессивных реакций при дизадаптации у подростков // Материалы III международного конгресса “Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья”. М.: Глобус, 2006. С. 343-349.
  7. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.415 с.
  8. Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕД пресс, 1998. С. 370-377.
  9. Сосюкало С. Д., Калашникова А. А., Татарова И.Н. Психопатоподобные эквиваленты депрессий у детей и подростков // Невропатология и психиатрия, 1983. Т. 83. Вып. 10. С. 1522 -1526.
  10. Старшебаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито- Центр, 2005. 376 с.
  11. О мерах по улучшению психиатрической помощи и психотерапевтической помощи детскому населению Краснодарского края: Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края № 442-ОД от 26.08.2004.
  12. Анцупов А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
  13. Бердяев И. О самоубийстве. М., 1992.
  14. Вроно Е. Несчастливые дети-трудные родители. М., 1997.
  15. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998.