Из опыта работы: "Психолого-педагогические условия эффективной помощи детям с проблемами развития"

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика


О необходимости оказания комплексной помощи детям с ЗПР в коррекционных классах VII вида

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема стойкой неуспеваемости учащихся.

Количество детей, прошедших ПМПК за три учебных года

 Из данных, представленных на диаграмме, видно, что количество детей, испытывающих трудности в обучении, остается стабильно высоким.

При анализе причин школьной неуспеваемости учащихся выявляется группа детей с первично сохранным интеллектом, но не справляющихся с программой. Понятия “школьная неуспеваемость” и “трудности в обучении” тесно связаны с понятием “задержка психического развития” (ЗПР). Из 1971 ребенка, обследованного за период с 2008 по 2011 учебный год на психолого-медико-педагогической комиссии, 818 детям (41,3%) поставлен диагноз ЗПР различного происхождения. Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Независимо от причин возникновения дети с ЗПР характеризуются низкой познавательной активностью и, следовательно, недостаточно развитой мотивацией, быстрой истощаемостью при интеллектуальной деятельности, резким колебанием работоспособности, слабой волевой регуляцией поведения, незрелостью эмоций.

Данная категория детей нуждается в психолого-педагогическом и медицинском сопровождении, которое подразумевает помощь и поддержку ребенка в процессе его интеграции в образовательную среду. Адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, позволяющие предупредить затруднения, возникающие у школьников в освоении общеобразовательных программ, и в целом дезадаптацию в условиях образовательного учреждения, призвана обеспечить организация специальных коррекционных классов VII вида.

Индивидуальное развитие ученика значимо на всех ступенях обучения, но особенно велика его роль в начальных классах, когда закладывается фундамент усвоения знаний и формирования навыков. Но, несмотря на то, что наблюдается тенденция по увеличению количества детей с ЗПР, некоторые руководители образовательных учреждений придерживаются точки зрения, что открытие коррекционных классов нецелесообразно. В Кунгуре на начальной ступени обучения открыты всего 9 классов (1класс – 2, 2класс -3, 3 класс – 3, 4 класс – 1) с общим количеством 105 человек, т.е. только 5,3% детей получают систематическую целенаправленную психолого-педагогическую помощь. Остальные же дети остаются один на один со своими трудностями, без помощи взрослых ребенку с ЗПР трудно справиться с помехами, тормозящими успешное освоение знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности. Мы считаем, что необходимо открывать данные классы на I ступени и, при необходимости, на II ступени обучения для того, чтобы все дети с ЗПР смогли получать комплексную помощь специалистов (учителя, логопеда, психолога, врача).

Приоритетные направления коррекционно- развивающей помощи детям с ЗПР

На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в развитии детей является предметом повышенного внимания. Все возрастающая общественная тревога за судьбы “детей группы риска” заставляет нас, учителей МАОУ “Центр диагностики и консультирования”, фокусировать свое внимание не только на проведении диагностического обследования с целью выявления знаний ребенком программного материала за время обучения, но и на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой, на оказание помощи данной категории детей через проведение индивидуальных коррекционных занятий. Дети, которые не получают помощь в образовательных учреждениях, обращаются к нам в центр. За последние 3 учебных года 62 детям была оказана индивидуальная коррекционно-развивающая помощь. Из них 59 (95.2%) детей имеют ЗПР. Как показывает педагогическая диагностика, дети в большей степени испытывают сложности при обучении чтению и письму.

Можно выделить приоритетные направления работы с данной категорией детей

1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Совершенствование пространственно- временных ориентировок.

В пособии Ундзенковой А.В., Колтыгиной Л.С. “Графемика” [12] представлены упражнения для развития графомоторных навыков: взаимоконтроля глаза и руки, укрепление мелких мышц пальцев, соблюдение последовательности направлений при выполнении элементов букв, переноса контуров предметов на разные расстояния, на развитие скорости мыслительной трансформации – речевая игра “Звукослов”, упражнения на графофонематическую трансформацию.

Пособие Ткаченко Т.А. “Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа” [11] является сборником упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

2.Развитие орфографической зоркости, самоконтроля.

В пособии Агеевой И.Д. “Художник – грамотей” [1] представлены графические задания с самоконтролем. В пособии реализован дифференцированный подход к обучению - предусмотрены задания пяти уровней сложности: для хорошо читающих, читающих, читающих по слогам, знающих буквы и не знающих букв детей.

Книга Узоровой О.В., Нефедовой Е.А. “300 заданий и упражнений по русскому языку” [13] в занимательной и доступной форме поможет учащимся разобраться в трудностях орфографии, восполнить пробелы и выработать навыки грамотного письма..

3. Формирование связной речи. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

В практическом пособии Кондраниной Т.И. “Русский язык” [7] дан разнообразный материал для выработки у учащихся навыков орфографии, развитие связной речи и совершенствование ее культуры.

4. Расширение “поля зрения” ребенка. Развитие навыков техники чтения.

В книгу Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г.“Как преодолеть трудности в обучении чтению” [9] включены упражнения и задания для практической работы по выявлению и преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения чтению.

Книга Эдигей В.Б. “Увлечение чтением” [14]– это уроки развития мышления и техники чтения. Она способствует решению важной проблемы: повышение скорости мышления в процессе чтения.

Благодаря целенаправленной коррекционно-развивающей работе у 56 (94,9%) детей наблюдается положительная динамика. Практика работы в МАОУ “ЦДК” и поиски новых методов и приемов доказывают, что добиться успеха в коррекционной работе с детьми можно, если правильно установить причину возникших трудностей обучения, своевременно прийти на помощь, придерживаться личностно-ориентированного подхода к ребенку при организации ИКЗ.

Ранняя диагностика и своевременная коррекционная работа как способ преодоления задержки речевого развития

Ранний период развития ребёнка от рождения до трёх лет выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления психических функций, основной из которых является речь. Именно в этот период происходит формирование компонентов речи лексико-грамматического и фонетико-фонематического.

Процесс овладения речью происходит индивидуально и зависит от медицинских и социальных факторов. Любое соматическое или неврологическое заболевание в раннем возрасте может привести к отставанию в речевом развитии, что в дальнейшем приводит к задержке речевого развития, которая нередко сопровождается и общим интеллектуальным отставанием.

Ранняя диагностика, лечение и своевременно начатая коррекционная работа являются профилактикой вторичных отклонений в развитии ребёнка. С этой целью проводится плановая диспансеризация детей раннего, младшего и дошкольного возраста не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Главная задача логопеда это выявление речевых нарушений у детей и разъяснение родителям способов их преодоления. Самая многочисленная и проблемная группа детей прошедшая диспансеризацию это дети трёхлетнего возраста.

По результатам логопедического обследования в МАОУ “Центр диагностики и консультирования” г.Кунгура наблюдается увеличение количества детей, имеющих задержку речевого развития.

В дальнейшем дети с задержкой речевого развития испытывают трудности в обучении чтению и письму, что ведёт к дисграфии, дислексии, дисорфографии.

Каковы пути решения проблемы задержки речевого развития?

  • Организация комплексной диагностики и коррекции детей раннего возраста в медицинских и образовательных учреждениях.
  • Открытие дополнительных дошкольных образовательных учреждений и речевых групп для детей раннего возраста.
  • Консультирование и педагогическое просвещение родителей.

Организация психологической помощи детям с нарушениями психического развития

В конце дошкольного — начале школьного возраста часто проявляются неблагоприятные особенности раннего развития ребенка (как психофизиологического, так и социального), которые выражаются, в первую очередь, в трудностях подготовки (неготовности) к школьному обучению.

Обобщая опыт работы, психологами ЦДК определены основные условия для наиболее успешной коррекции с детьми, имеющими отклонения в развитии

  • Использование нейропсихологического метода помогает выявить причины и механизмы отставания в развитии ребенка, развитии школьных навыков, недостаточность работы определенных зон мозга функционального или органического генеза, то есть “дает возможность соотнести девиацию или дефицит в развитии психики ребенка с задержкой созревания тех или других зон мозга". (А.Р. Лурия, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович).
  • Коррекционные мероприятия строятся на основе нейропсихологического подхода (системного строения высших психических функций)
  • Индивидуально-ориентированные занятия в ЦДК с детьми реализуются при взаимодействии педагога, психолога, логопеда, владеющих нейропсихологическими методами диагностики состояния ВПФ и их развития.
  • Специалисты выделяют сильные и слабые компоненты ВПФ ребенка, намечают направление коррекционной работы и пути ее проведения. В случае выраженных затруднений у ребёнка предусматривается совместная работа психолога, учителя, логопеда, невропатолога, психиатра. Также на базе ЦДК для детей с отклонениями в развитии проводится массаж. Таким образом, осуществляется комплексный подход в решении проблем детей, отстающих в развитии.
  • Раннее выявление детей со сниженной возрастной нормой и проведение необходимых для их последующего развития коррекционных мероприятий позволяет повысить уровень развития психических процессов— базовых основ познавательных функций.

В таблице 1. Представлены сравнительные результаты психологического обследования детей дошкольного возраста (6-7 лет) на готовность к обучению к школе. На начало учебного года выявлен большой процент детей (50,69% с уровнем ниже среднего и 2, 7% с низким уровнем) с неблагоприятными для обучения в школе особенностями развития. После проведения цикла коррекционных занятий прослеживается положительная динамика у детей данной категории. Увеличился процент детей со средним и выше среднего уровнями, успешно продвинутых в формировании психических процессов.

Таблица 1

Уровни развития

Выше среднего уровня

Средний уровень

Ниже среднего уровня

Низкий уровень

Начало учебного года

0,69%

25%

50,69%

2,7%

Окончание учебного года

5,78%

56,8%

37,3%

1,05%

  • В системе коррекционной работы с детьми, психологами Центра проводятся индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики и даются рекомендации по развитию у детей дефицитарных (несформированных) психических процессов.
  • Для педагогов образовательных учреждений организуются семинары - практикумы, тренинги, по проблемам специфики работы с детьми, имеющих нарушения в психическом развитии ( например, “Нейропсихологический подход (диагностика и коррекция) к проблеме задержанного онтогенеза”, “Особенности взаимодействия педагогов с детьми с ЗПР” и др. )

Таким образом, в работе психологов в настоящее время актуальными являются задачи выявления специфики дефицитарности (несформированности) психических функций на разных этапах онтогенеза у детей и особенностей их компенсации. В качестве теоретической основы в коррекционно-диагностической работе выступает концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга[10,С.4], а также созданный в отечественной нейропсихологии метод синдромно-факторного анализа ВПФ для установления причин и разработки методов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости.

Проведение комплексной нейропсихологической коррекции детей как основа результативности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии

Индивидуальные занятия с детьми проводятся по трёхуровневой системе. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую “мишень” воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

1-й блок мозга – “уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма”. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на выявление дефекта и функциональную активизацию подкорковых образований головного мозга.

2-й блок мозга – “уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром”. Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й блок мозга – “уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов”. Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

В коррекционный комплекс поэтапно включаются упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Коррекционные занятия проводятся с введением системы правил, привлечением игровых факторов. (3-й уровень).

При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на три месяца. Время занятия 50-60 минут. возраст детей - 6-12 лет.

Содержание занятий и методические приемы заимствованы из программ Сиротюк А. “Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка”[11], Семенович А.В. “Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте”[10]

Структура занятия:

• растяжка — 5—6 минут;

• дыхательные упражнения — 4—5 минут;

• глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;

• телесные упражнения — 15 минут;

• упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

• упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы — 10—15 минут.

Таким образом, опыт работы проведения коррекционных занятий на основе теоретических установок и практических наработок школы А.Р. Лурия свидетельствует о положительной динамике развития психических функций у детей.

Литература

1.Агеева И.Д. Художник-грамотей: Занимательные графические задания с самоконтролем по курсу русского языка начальной школы.М., 2001.

2.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М, 1997.

3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб, 2008.

4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М.,2004.

5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. М., 2005.

6. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющего развития. Под редакцией проф. А.В. Семенович, М, 2001.

7. Кондранина Т.И. Русский язык. М, 1998.

8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2002.

9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.,1999.

10.Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.М, 2001.

11.Сиротюк Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка.М, 2003.

12. Ткаченко А.Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 2000.

13. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Екатеринбург, 2006.

14. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. М., 2001.

15. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления т техники чтения. М., 1997.