Изучение и диагностика индивидуальных особенностей личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания

Разделы: Администрирование школы


Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает обязательное изучение педагогами школы  индивидуальных психологических особенностей  и учебных возможностей учащихся. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, учитель может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации учения, а следовательно, достигать качественного результата. Психологическое сопровождение учебного процесса показывает, что педагог становится своеобразным психологом-дидактом, функция которого состоит не только в раскрытии содержания программных знаний, но и в проектировании индивидуальной траектории развития ученика средствами этих знаний. Все дети приходят в школу очень разными. И если раньше учитель решал задачу уравнять их, то теперь задача намного усложнилась. Необходимо создать образовательную среду, единую для всех учащихся, но многопрофильную, позволяющую каждому ученику развиваться на основе его сложившихся устремлений, интересов и познавательных способностей.

Стратегия модернизации образования в России предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены общеучебные (ключевые,  метапредметные) компетенции. В новом Федеральном Государственном стандарте образования зафиксирован перечень общеучебных  умений, навыков и способов деятельности (компетенций) в познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной сферах.

Почему же компетенция заняла в совре­менно образовании централь­ное место? Прежде всего потому, что ин­формационные технологии произвели взрыв, который не только увеличил в де­сятки раз объем потребляемой информа­ции, но и привел к ее быстрому старению и обновлению. Теперь каждые семь лет спи­сок профессий обновляется более чем на половину, и, чтобы быть успешным, человеку приходится за свою жизнь переквалифицироваться три-пять раз. Профессиональная продуктивность стала зависеть от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, от умения справляться с проблемами, искать недостающие знания и другие ресурсы для достижения цели. Обучение этим умениям и есть, по существу, ответ образования на вызовы современного общества, для которого характерны все возрастающая сложность и динамизм. Значит, компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Оценить компетентность человека можно лишь по результатам его дела в соответствии с критериями успешности (эффективности) или неуспешности (неэффективности).

Таким образом, итоговая оценка обучающихся определяется теперь с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Система оценки достижений планируемых результатов по новым стандартам предполагает комплексный подход к оценке планируемых результатов всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных (ключевых) и предметных.

На что же нужно обратить внимание, чтобы построить процесс, обеспечивающий обучение всех (при сохранении классно-урочной системы) и каждого? Для этого необходимо выделить  показатели, которые могли бы системно, в процессе обучения  фиксировать изменения, происходящие в психике ребенка. Опираясь на изучение личностных особенностей учеников, можно стимулировать их познавательную деятельность.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в США, г.Вашингтон начала работу по диагностике индивидуальных учебных способностей и психологических особенностей учеников в 2010-2011 учебном году, т.к. одной из целей образовательного процесса является создание условий для развития познавательных способностей в процессе формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся.

Способности ученика развиваются в соответствии с его психологическими особенностями. С этой целью в нашей школе была разработана методика работы для изучения психолого-педагогических возможностей обучающихся. Важным звеном в такой работе является составление индивидуальной характеристики ребенка. Она предполагает систему показателей общего развития школьника и воспитанности. Система складывается из 6 групп показателей, изучаемых на основе целостного подхода к личности каждого учащегося.

1. Уровни общей обучаемости

1. Низкий уровень (отметки «1»и «2»). Характеризуется беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе типовых, уже неоднократно решавшихся в классе. Однако, в отличие от от умственно отсталых детей, учащиеся с низким уровнем познавательной самостоятельности существенно более восприимчивы к помощи извне.

2. Средний уровень (отметка «3»). В большинстве случаев характеризуется быстрым и прочным усвоением разъяснительной операции, решением без помощи извне типовых задач, но затруднениями в новых, нетиповых ситуациях.

3. Высокий уровень (отметки «4» и «5»). Обычно характеризуется решением без помощи извне любых познавательных задач, доступных знаниям ученика, в том числе нетипичных. Ученик справляется с такими задачами правило сообразно, без дискуссионно-логического их обоснования.
4.  Очень высокий уровень (отметка «5»).  Творческий подход к решению   проблемы.   Ученик   легко   составляет   любые   задачи самостоятельно и быстро решает их.

2. Уровни организованности в учении

1. Низкий уровень (отметка «1» и «2»). Неорганизован, неаккуратен, «разбросан». Не соблюдает режима дня, не умеет планировать свое время, выполняет их обычно в последний день работы, «штурмом».

2. Низкий уровень (отметка «3»). Не всегда организован и аккуратен, бывают «срывы». Умеет планировать задания, однако зачастую поверхностно. Планирование не является для ученика руководством к самостоятельной деятельности и часто не выполняется. Иногда просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны (на все не хватает времени).

3. Высокий уровень (отметки «4» и «5»). Организован, аккуратен, «собран». Систематически умело планирует задания, строго выполняет планы работы.

4. Очень высокий уровень (отметка «5»). Строго выполняет планы работы, но не бездумно, а творчески уточняя их, внося необходимые коррективы.

3. Уровни интереса к предмету

1. Нулевой уровень (отметки «1» и «2»). Отрицательное или безразличное отношение к предмету, пробуждение положительных эмоций при занимательности, при первых успехах в учении. Такие учащиеся учатся по принуждению.

2. Потенциальный интерес к предмету (отметка «3»). Характеризуется обычно положительным отношением к учению, любознательностью, желанием и отдельными попытками преодолеть трудности в учебной деятельности. У таких учеников зачастую недостает прилежания, иногда возникает конфликт между сравнительно глубоким познавательным интересом и «скучной необходимостью учить урок».

3. Действенный интерес (отметки «4» и «5»). Характеризуется осознанной устойчивой познавательной направленностью ученика, основанной    на глубокой         потребности самостоятельно добывать знания, овладевать, навыками, умениями. Вместе с тем нередко встречаются весьма прилежные ученики, у которых нет глубокого интереса к знаниям, так как невысок уровень обучаемости. Таких учеников можно отнести к данной группе, ведь мотивы их учения действенны, а не потенциальны, и при оказании помощи интерес этих ребят, как правило, становится глубже, устойчивее.

4. Уровень развития внимания ученика:

1. Первый уровень (отметка «1»). Совершенно невнимателен. Все время отвлекается на уроке. Обычно это возбудимый, «расторможенный» ребенок, нуждающийся в укреплении нервной системы.

2. Второй уровень (отметка «2»). Обычно невнимателен, но при побуждении со стороны учителя, родителя некоторое время работает направленно и сосредоточенно. Отвлекаемость на уроках бывает очень высокой- до 80 процентов времени.

3. Уровень третий. (отметка «3»). Направленность и сосредоточенность деятельности носит в основном непроизвольный характер (при занимательности, ожидании чегото нового необычного, увлекающего). Пытается прилагать усилия для преодоления отвлекающих стимулов. Это удается не всегда. Нередко проявляется рассеянность. Отвлекаемость на уроке достигает 30 и более процентов времени.

4. Четвертый уровень (отметка «4»). Отличается от третьего уровня развитым произвольным вниманием: волевым усилием преодолевает все то, что мешает направленно и сосредоточенно работать. Так же, как у представителей третьего уровня, при занимательности, новизне материала хорошо функционирует непроизвольное внимание. Отвлекаемость невысокая, до 10 процентов времени урока. Отличается главным образом повышенным утомлением.

5. Пятый уровень (отметка «5»). Внимание целенаправленно и сосредоточенно и не требует вместе с тем постоянных волевых усилий. Отвлекаемость практически отсутствует. Такие ученики нередко умеют распределять внимание при выполнении двух и более действий.

5. Уровни развития памяти школьника

1. Первый уровень (отметка «1»). Запоминает материал чрезвычайно медленно и с большими искажениями (обессмысливание фраз и текстов). Это связано с недопониманием изучаемого материала. Заученные факты и определения хранятся в памяти недолго.

2. Второй уровень («отметка «2»). Обычно не укладывается в сроки, отведенные  на  заучивание  материала.   Фактический  материал запоминает без осмысления и ненадолго. Характерно запоздалое воспроизведение с искажением материала. Готовность к припоминанию не развита: даже по заданию учителя ученик не может вовремя привести заученный факт или правило.

3. Третий уровень (отметка «3»). Для правильного, полного и прочного запоминания требуется значительное число повторений (10-15). Рациональные способы запоминания не сформированы, однако заученный материал обычно остается долго в памяти. Воспроизведение заученного материала производится без грубого искажения мыслей. По заданию учителя успешно узнает пройденный материал, произвольное же воспроизведение не развито. В самостоятельной деятельности не умеет использовать то, что даже хорошо запомнил.

4. Четвертый уровень (отметка «4»). Запоминает сравнительно быстро (3-7 повторений) и правильно. Сохраняет заученное прочно (медленно забывает). Сформированы рациональные способы запоминания. Хорошо воспроизводит то, что учитель требует вспомнить. В творческой же работе, когда нужно самостоятельно припомнить фактический материал для дополнений, поправок, доказательств, память нередко «отказывает».

5. Пятый уровень (отметка «5»). Запоминает быстро (число повторений до 3) и точно. Сохраняет заученный материал надолго. Легко и уместно (по заданию и самостоятельно) припоминает фактический материал, необходимый в разнообразной творческой деятельности.

6. Уровни развития мышления школьника:

1. Первый уровень (отметка «1»). Ум поверхностный, не в состоянии выделять существенные признаки понятий. Не справляется с элементарной классификацией предметов, изображенных на картинках, даже с помощью учителя. Мыслительная деятельность носит неосознанный характер. На подсказку со стороны учителя реагирует, как правило, неверно. Характерна интеллектуальная пассивность: чтение без внимания, решение задачи путем слепых «проб», зазубривание правил.

2. Второй уровень (отметка «2»). Ум неглубок: при анализе и обобщении смешивает основные и второстепенные признаки. Элементарная классификация наглядных предметов доступна лишь с помощью со стороны. Несколько более высокая восприимчивость к подсказке учителя. Мышление характеризуется   инертностью:   новую   задачу   ученик   решает обычно прежним (неуместным) способом. Проявляется интеллектуальная пассивность, которая устраняется легче, чем у представителей первого уровня.

3. Третий уровень (отметка «3»). Умеет выделять некоторые существенные признаки. В состоянии без помощи извне классифицировать предметы, изображенные на картинках, однако ученик не способен видеть в системе доступные отвлеченные понятия. Характерно умение описывать, но неумение объяснить взаимные связи и отношения понятий. Наряду с интуитивно-практическим мышлением наблюдается некоторая доля словесно-логического мышления. Это позволяет добиться сравнительно высокой восприимчивости к помощи извне при отсутствии способности самостоятельно решать проблему. Гибкость мышления развита недостаточно: при варьировании познавательных задач испытывает трудности, успешно преодолеваемые с помощью со стороны.

4. Четвертый уровень (отметка «4»). Умеет выделять существенные признаки понятий, устанавливать логические связи на основе этих признаков. Вместе с тем иногда допускает «элементный анализ» и генерализацию случайных признаков. Сравнительно высокая осознанность мыслительной деятельности  позволяет не только хорошо реагировать на помощь учителя, но и самостоятельно разбираться в логических задачах.

Компетенций, связанных с творчеством, с генерацией новых идей не существует. Творчеству нельзя научиться. В деятельности отдельных людей творчество присутствует, но в деятельности других его может не быть, поэтому диагностировать  наличие творческого начала учащихся нельзя.


Чтобы  формировать личностные, предметные и метапредметные компетенции учеников, необходимо основываться на знаниях типов нервной системы.

Типы нервной системы

1. Представители сильной нервной системы  (сильные). Малая        сензитивность, предполагающая высокий     порог чувствительности (не замечают очень слабые световые раздражители и звуки). Как правило, высокая реактивность (малая эмоциональность, слабая впечатлительность). Это обусловливает, с одной стороны, преимущественно бодрое настроение, а с другой – нередко мешает воспитанию чуткости, вежливости, деликатности. Ученик отличается повышенной активностью, энергичностью, длительной работоспособностью. При низком уровне воспитанности – лихачество, «бесшабашность».

2. Представители слабой нервной системы (слабые). Высокая сензитивность, предполагающая наименьшую силу внешних раздражителей (низкий порог ощущений). Обостренная чувствительность к незначительным воздействиям извне. У таких учеников развиваются склонности большей частью к художественному творчеству. Напротив, не очень воспитанные (слабые) дети благодаря высокой сензитивности зачастую отличаются неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью. Значительно более высокая реактивность по сравнению с представителями сильной нервной системы. Эмоциональны, впечатлительны. Способны глубоко сочувствовать людям. Легко воспитывается чуткость, вежливость, деликатность. При низком уровне воспитанности – чрезмерно ранимы, мнительны, обидчивы. Повышенная утомляемость «слабых» обусловливает (при отсутствии специальных воспитательных мер) недостаточную активность, а также неуверенность в себе, робость, подавленность, растерянность при неудаче.

3. Подвижные. Высокий темп реакции. Быстрое возникновение эмоциональных состояний. Быстрое усвоение навыков. В благоприятных условиях развития – быстрота мышления, находчивость. Быстрота движений, выразительность мимики, высокий темп речи. При благоприятном развитии – выразительность речи. При слабом уровне воспитанности – заметная непоседливость. Высокая пластичность. Быстрая приспособляемость к новой обстановке. Быстрое включение в новую работу и быстрое переключение с одной работы на другую. Быстрая перестройка навыков. При благоприятных условиях развития – гибкость ума. Изменчивость настроений и чувств. При невысоком уровне воспитанности у старшеклассников – неустойчивость интересов. Экстравертность, т.е. значительная зависимость реакций и динамики деятельности от внешних впечатлений в данный момент.

4. Инертные. Низкий темп реакций. Медленное возникновение чувств и эмоциональных состояний. Медленное, но прочное усвоение навыков. При неблагоприятных условиях развития – отсутствие находчивости. Бедность движений и мимики. Молчаливость, медлительность, невыразительность речи, малая эмоциональность. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить.    Эмоциональные состояния  слабо выражены. Медленное приспособление к новой обстановке, медленное включение в новую работу, медленное переключение с одной работы на другую. Трудная перестройка навыков. При неблагоприятных условиях – косность ума. Как правило, устойчивость привязанностей, интересов, настроений. Любовь к порядку. Интравертированность, т.е. преобладающая зависимость поведения и реакций от представлений, мыслей и чувств, связанных с воспоминаниями, мечтами и планами.

5. Уравновешенные. Равновесие возбудительного и тормозного процессов. Равновесие активности и реактивности или преобладание активности над реактивностью. При благоприятных условиях сравнительно легко воспитывается самообладание и такие качества, как сдержанность, терпеливость. Как правило, такие ученики работоспособны, организованны, «собранны».

6. Неуравновешенные. Преобладание возбуждения над торможением или, наоборот, торможения над возбуждением. Преобладание реактивности над активностью, т.е. зависимость поведения от внешних впечатлений, от настроения. Для одних характерно возбужденное состояние, для других – подавленность. При недостаточной воспитанности – для первых становятся привычными нетерпеливость, несдержанность, вспыльчивость. Для вторых – апатия, неуверенность в себе, робость, состояние тревоги. Так же, как и слабые, нуждаются в особом внимании, поддержке и помощи.

Такая характеристика составляется путем наблюдений за работой ученика на уроке и во внеучебной деятельности всеми учителями-предметниками, с помощью бесед с родителями о склонностях ребенка, о соблюдении им режима дня, путем повседневного наблюдения за динамикой его развития. Диагностика личностных психологических качеств ребенка и учебных способностей помогает учителю планировать и корректировать воспитательную работу, работу по формированию предметных и ключевых компетенций, развивать творческий потенциал каждого ученика. Результаты наблюдений оформляются классным руководителем в виде графиков, показывающих динамику развития по заданному уровню. (Приложение 1)