Урок на тему "Внутренний мир крестьянской избы"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Эпиграф:

В поисках ответа,
Натолкнёшься на вопросы.

К. Чапек

Цель: сформировать у учащихся образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с интерьером крестьянской избы.
  • Формировать умение составлять композицию внутреннего интерьера с опорой на народную традицию.
  • Развивать воображение, фантазию, творческую и познавательную активность, обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к традициям нашего народа и его культурным ценностям.

Оборудование к уроку.

  • Для учащихся:
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • фломастеры или цветные карандаши;
  • цветная бумага;
  • эскизы внутреннего помещения крестьянской избы;
  • раздаточный материал;
  • словарик;
  • Для учителя:
  • компьютер или ноутбук;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • демонстрационный и раздаточный материал (Приложение 2);
  • словарик.

Словарик: изба, духовный центр дома (кранный угол), материальный центр дома (печь), скамья, лавка, сундук, лапти, прялка, поставец, сито, ухват, кадушка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– С каким настроением вы пришли сегодня на урок? У вас на столах лежат карточки настроения, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению. (Солнышко – хорошее настроение, солнышко за тучкой – не весёлое настроение).

2. Вводная беседа в тему урока с показом презентации

– Посмотрите, пожалуйста, ребята на доску. Что вы видите? (Иллюстрации внутреннего интерьера крестьянской избы).
– А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какая тема нашего урока? Какова будет основная цель нашего урока? Какие задачи будут стоять перед нами? (Слайд 1.)
– Дорогие ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в далёкое прошлое.

№ слайда

Слайд

Содержание

2

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

– Что подразумевается под понятием «лицо дома»? А что называли «глазами дома»

3

Перед нами крестьянская изба. Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Его строительство не терпит спешки, всему своё время и свой черёд, свой порядок, который установили деды и прадеды. Если нарушишь устой – не будет тебе житья в новом доме. «Мой дом – моя крепость», – говорили на Руси.
А вы хотите войти в дом?

4

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева встречают дорогих гостей хлебом  и  солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

5

В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт. 

6-7

Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам  – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

– Какой строительный материал в основном использовали крестьяне при строительстве дома и внутренней отделки избы?

Всё в доме, кроме печи, деревянное. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо-золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин.

– А как вы думаете, какой предмет интерьера крестьянской избы был самым главным? (Печь)

8

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название всей постройке «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. В одном из задних углов дома располагалась русская печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!».
Посмотри, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обрати внимание на ее форму, отдельные детали.
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
– А кто, по вашему мнению, изготавливал эту посуду? Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

9

– Кто знает, что за предметы расположены рядом с устьем печи? Для чего они предназначены?

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи, хранителя домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Пространство около печи служило женской половиной.
– Почему?
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.
Печь была вторым по значению "центром святости" в доме – после красного, Божьего угла, – а может быть, даже и первым.

10-11

В переднем углу избы располагался «красный» угол.
– Почему он так назывался?
Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.
Званный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.
От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, – так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал.

12

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил –  полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
– Какая мебель была в крестьянской избе?
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спади. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности  железными полосами.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа

13

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

14

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

15

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию.

3. Обобщение изученного

– В чём же проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
– Перед вами лежат карточки с изображением интерьера крестьянской избы. Ваша задача назвать предметы интерьера используя словарик.

СЛОВАРИК

Кадушка – небольшая кадка.
Лапти – обувь, плетёная из лыка, бересты или верёвок, которую прежде носили крестьяне.
Светец – подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинное осветительное устройство из подставки и укреплённой в ней лучины.
Сундук – большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.
Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны.
Прялка – предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Решето – хозяйственная утварь в виде деревянного обода, на котором натянута сетка, служащая главным образом для просеивания муки.

1) прялка
2) поставец
3) ухват
4) лапти
5) кадушка
6) сундук
7) решето

Физминутка:

Потянулись к солнышку
Раз, два, три.
Поклонились до земли
Раз, два, три.
Вправо – влево повернулись
И друг другу улыбнулись.

4. Практическая работа

– Вы сегодня уже несколько раз слышали слово «интерьер». А что же это такое? Каков смысл этого слова? Как вы думаете? (Интерьер –  внутренняя часть здания, помещения, архитектурного и художественного оформления.)

– Вам сегодня предстоит выполнить эскиз интерьера крестьянской избы. Перед вами на столе лежат заготовки, которые вы будете использовать в своей работе. Но, прежде чем начать работу, нужно продумать композицию, как вы разместите предметы на листе. Каких предметов интерьера вам недостаёт? Как и из чего их изготовить?
При работе не забывайте важное правило: «Сделал сам – помоги товарищу».

5. Анализ детских работ

– Чья работа вам больше нравиться? Почему? Отметьте её достоинства и недостатки.

6. Итог

– Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Чем захотелось поделиться с друзьями и родителями?

7. Оценивание

– Мы сегодня славно потрудились! Оцените, пожалуйста, свою работу в группе. Аргументируйте свой ответ.
– А какую оценку вы поставите мне за урок? Почему?

8. Рефлексия

– Вот и закончился наш урок. С каким настроением вы его покидаете? Покажите. (Солнышко – хорошее настроение, солнышко в тучах – плохое настроение)

Анализ открытого урока (Приложение 3)

Использованные ресурсы:

1. Интернет.
2. Учебник «Изобразительное искусство. 5 класс», авторы Н. А. Горяева, О. В.Островская под редакцией Б. М. Неменского.
3. Словарь русского языка Академии наук СССР института русского языка в 4 томах, Москва «Русский язык» 1985-1988 гг.
4. Газета «Искусство»