Урок-игра "Самые умные информатики класса"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить знания о графическом редакторе Paint, древних носителях информации, устройствах ПК, методе координат и системах счисления.
  • Развивающая – развивать логическое мышление, воображение учащихся, умение правильно выражать свои мысли и делать выводы, а также работать с понятийным аппаратом.
  • Воспитательная – воспитывать у детей умение вести себя в команде, формировать чувство ответственности, коллективизма и товарищества.

Оборудование: раздаточный материал, презентации, доска, проектор, экран, ПК.

План урока-игры:

  1. Мозговой штурм.
  2. Один за всех и все за одного.
  3. Шаг в древние времена.
  4. Закодированная информация.

Ход урока

(Урок проводится совместно с презентацией (файл Приложение 1.ppt))

Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок пройдёт немного необычно, а именно, в форме игры. Тем самым мы повторим всё то, что изучали ранее в 5-м и 6-м классе.

Но прежде чем начать игру вы должны поделиться на две команды.

(Учащиеся делятся на команды)

Теперь, мы можем начинать.

Наш сегодняшний урок называется: Урок-игра “Самые умные информатики класса”. При этом игра состоит из четырёх этапов, при прохождении каждого этапа команда зарабатывает баллы. Та команда, которая в конце наберёт больше всего баллов – выигрывает.

Как вы знаете, в каждой игре есть правила. Вот и у нас они тоже будут.

Правила:

  • на вопросы команды отвечают по очереди;
  • если команда, которой был адресован вопрос, не дала ответа, то право ответа на тот же самый вопрос предоставляется другой команде;
  • если после того, как озвучен вопрос звучит ответ вслух от другой команды, то с этой команды снимается штрафной балл, а команда, которой был задан вопрос, может воспользоваться данным ответом;
  • если участники команд не соблюдают тишины, то снимаются штрафные баллы;
  • в качестве ответа принимается первый сказанный ответ.

Теперь, когда вы знаете правила игры мы можем начать!

I. Мозговой штурм.

Данный этап является первым и играет роль разминки. Учащимся предлагается ответить на вопросы различной тематики поочерёдно, тем самым они зарабатывают баллы своей команде. При этом, если команда не знает ответ на поставленный вопрос, то право ответа принадлежит второй команде.

Список вопросов:

1) Что такое компьютер?

Ответ: компьютер – это универсальное электронное устройство для работы с информацией.

2) Назовите определение понятия “информатика”.

Ответ: информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.

3) Что представляет собой информация?

Ответ: информация – это сведения об окружающем мире.

4) Назовите 5 единиц измерения информации.

Ответ: бит, байт (8 бит), килобайт (1024 байт), мегабайт (1024 килобайт), гигабайт (1024 мегабайт).

5) Что из себя представляет растровый способ представления изображений?

Ответ: при растровом способе представления изображений графический объект делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели. При этом цвет каждого пикселя кодируется в виде двоичного кода.

6) Что такое файл?

Ответ: файл – информация, хранящееся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

7) Что означает цифровое кодирование?

Ответ: Цифровое (двоичное) кодирование – представление самой разнообразной информации с помощью последовательности битов (0 и 1).

8) Объясните предназначение клавиш в текстовом редакторе Блокнот:

Ответ: Shift – в сочетании в клавишей Alt переключает раскладку клавиатуры; в сочетании с буквой делает её прописной.

Caps Lock – фиксирует ввод прописных букв.

Enter – переводит курсор на следующую строку.

9) Как правильно называются инструменты в графическом редакторе Paint?

Ответ:

II. Один за всех и все за одного.

На данном этапе команде нужно будет разделиться. Один учащийся будет работать у доски, а двое за ПК. При этом команда играет в интеллектуальные крестики-нолики (используется презентация) и тем самым зарабатывает баллы в общую “копилку”.

Задание учащегося у доски:

Задание по теме: “Системы счисления”

Переведите в двоичную систему счисления следующие числа: 14; 27; 33.

Примечание: решение должно быть подробное.

Задание первого учащегося, который работает за ПК:

Скорость набора текста

1) Запустите текстовый процессор Microsoft Word:

Пуск –> Все программы –> Microsoft Office –> Microsoft Office Word 2003.

2) Наберите следующий текст:

Задача “РУБЛИ И КОПЕЙКИ”:

Подумайте и скажите, в чём причина странного результата:

1 руб. = 100 коп. = 10 коп. * 10 коп. = 0,1 руб. * 0,1 руб. = 0,01 руб. = 1 коп., то есть получаем, что 1 руб. = 1 коп. (?!)

Задача “ЛИШНИЙ РУБЛЬ”

Когда-то давно, когда цены были другие, студент Митя собрался ехать домой к родителям, и ему надо было на билет примерно 50 рублей. Он занял у двух своих друзей по общежитию по 25 рублей у каждого и поехал за билетами. Они ему обошлись в 45 рублей. Когда он шел назад, то встретил третьего знакомого, которому срочно надо было три рубля. Митя их ему одолжил. Когда он пришёл в общежитие, то отдал первым двум своим друзьям по рублю. Приехав к родителям, Митя взял у них 48 рублей, чтобы отдать долг друзьям (24+24=48). Когда студент вернулся обратно, то встретил третьего своего друга, который вернул ему три рубля. В результате у Мити на руках оказалось 48+1-51 рубль, но ведь занимал он всего 50 рублей? Откуда взялся лишний рубль???

Задание второго учащегося, который работает за ПК:

Работа в графическом редакторе Paint

1) Запустите графический редактор Paint:

Пуск –> Все программы –> Стандартные –> Paint.

2) Нарисуйте следующие рисунки:

img2.jpg (18980 bytes)

Интеллектуальные крестики-нолики:

Суть игры такая же, как и в обычных крестиках-ноликах, то есть нужно поставить три крестика/нолика либо по прямой, либо по диагонали. В этом случае команда выигрывает.

Отличие состоит в том, что для того, чтобы поставить крестик/нолик, нужно сначала ответить на вопрос, а потом, в случае верного ответа ставится крестик/нолик.

Если вдруг команда не знает ответа на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде, но при этом крестик/нолик не ставится, а только зарабатывается балл.

(Учащиеся выбирают номер вопроса, затем учитель нажимает кнопку с номером вопроса. Появляется вопрос. Учащиеся отвечают. Учитель нажимает кнопку в правом нижнем углу слайда с вопросом (кнопка с изображением домика) и ставит крестик/нолик в случае правильного ответа.)

Список вопросов:

  1. Совокупность устройств компьютера называется программное обеспечение.
  2. Гибкий магнитный диск называется дискета.
  3. Устройство, предназначенное для чтения данных с лазерных дисков, называется дисковод.
  4. На рисунке изображён жёсткий диск (винчестер).
  5. Если на клавиатуре горит индикатор Caps Lock, то таки образом будет зафиксирован ввод прописных букв.
  6. Синяя полоса в нижней части рабочего стола называется панель задач.
  7. На рисунках изображен переключатель и флажок.
  8. Контекстное меню открывается щелчком правой кнопкой мыши по файлу или папке.
  9. На рисунке изображён трекбол.

После того, как команды поиграют в интеллектуальные крестики-нолики другие учащиеся (один около доски и двое за компьютером) заканчивают работу и проверяется их результат. В зависимости от качества и правильности выполнения задания ставится определённое количество баллов.

III. Шаг в древние времена

Теперь, когда команда снова в полном составе, предлагается рассказать о древних носителях информации, которые демонстрируются в презентации.

Наскальные росписи. Изначально, в древности, не было ни алфавита, ни бумаги. В качестве носителей информации выступали различные постройки, а также скалы. Именно на них рисовали древние люди.
Иероглифическое письмо. Для данной формы письменности характерно то, что оно состояло из значков, которые с течением времени всё меньше и меньше походили на предметы окружающего мира. Состояли они из однотипных элементов: палочек, крючков и их пересечений.
Глиняные таблички.На сырой глине делали записи бамбуковой или костяной палочкой. После этого, обжигали или высушивали плитки. Глина затвердевала. Большим недостатком была хрупкость глины при падении.
Папирус. Первый материал, похожий на бумагу. Он изготавливался из стеблей росшего в долине Нила высокого тростника – папируса. Его нарезали, укладывали специальным образом и прижимали камнем. Таким образом, получался папирус.
Береста. Была неудобна в использовании, быстро ссыхалась и трескалась. Именно поэтому, в дальнейшем стали появляться другие носители информации.

 

Первый кинофильм. Изобретатели кинематографа являются братья Люмьер. Первый короткометражный фильм был о “Прибытии поезда на вокзал Ла Сьота”, 1895 г. Протяжённость этого фильма несколько секунд.

IV. Закодированная информация.

Один участник работает у доски, выполняя личное задание. Команда в свою очередь занимается декодированием информации, представленной на карточках. При этом учащийся, который работал у доски, может после завершения своего задания помогать команде.

Задание учащегося у доски:

Задание по теме: “Метод координат”

Отметьте в прямоугольной системе координат точки, а затем соедините их в указанном порядке:

1) A(2;4) –> B(4;2) –> C(7;2) –> D(9;4) –> A (2;4);
2) E(6;4) –> F(6;5) –> G(7;6) –> H(6;7) –> K(6;8) –> F(6;5);

Посмотрите, у вас получился рисунок.

Обработайте данную графическую информацию.

Задание, которое выполняет команда:

Каждой команде на листочках будут предложены одинаковые ребусы, разгадав которые они получат определение из информатики.

В конце урока подвести итоги. Учащимся раздать карточки с изображением круга для того, чтобы они обработали данную графическую информацию в зависимости от того насколько им понравился урок!

Выставление оценок за урок, домашнее задание.

Презентация