Игра "Знайка на острове Информатики"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Быстрый рост и развитие научной информации в современном мире, совершенствование педагогических технологий требуют оптимизации учебного процесса разнообразными методами и приемами. Учителя получили возможность использовать в учебном процессе новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

На школьных уроках информатики учащиеся получают знания основных понятий по предмету и вычислительной технике, знания по принципиальному устройству и функциональным возможностям компьютерной техники, операционных систем, умения работать в текстовых и графических редакторах, первоначальные сведения об алгоритмах и языках программирования, опыт использования прикладных программ. Насыщенная программа по информатике и ИКТ, быстрая смена тем, сложные определения и задачи, ограниченное количество практических заданий часто снижают у учащихся интерес к получению глубоких знаний по предмету. У некоторых учащихся возникает отрицательное или безразличное отношение к занятиям. Многих преподавателей волнует вопрос, как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса информатики. Один из путей решения этой проблемы — внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать информатику и после звонка.

Хорошо организованное и интересно проведенное внеклассное мероприятие помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств и раскрытию талантов. Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками информации: книгами, электронными энциклопедиями и справочниками, Интернетом и т.п.

Важным аспектом этой деятельности является и то, что совместная творческая работа, не ограниченная условностями урока, сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Внеклассное мероприятие должно быть основательно продумано учителем и действительно интересно для учащихся. Примером такого мероприятия является игра «Знайка на острове Информатики» (5класс).

Цели мероприятия:

  1. развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, логического мышления;
  2. формирование устойчивого интереса к информатике;
  3. воспитание находчивости, воли к победе, умения работать в команде.

Оборудование: 2 компьютера на команду, мультимедийный проектор, презентация игры «Знайка на острове Информатики», карточки с заданиями, призы.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, любители информатики! Приглашаем всех мальчишек и девчонок вместе с известными героями Николая Носова «Приключения Незнайки» отправиться на остров Информатики. Наша цель — побывать в разных городах этого интересного и занимательного острова, получить заветный приз.

Ведущая: Однажды малыши нашли в ручье бутылку с письмом. В нем была карта острова Информатики и сообщение о награде за исследование. Знайка предложил друзьям совершить это путешествие на воздушном шаре, и мы вместе с малышами отправляемся в далекий путь.

Ведущий: По прибытии на остров друзья разделились на две команды. Приз получит та команда, которая наберет больше очков.

Команды представляются друг другу. Каждая команда обыгрывает свое название и демонстрирует эмблему.

Ведущая: На нашем пути первый город Ребус. Чтобы получить ключи от города, надо разгадать ребусы. Команда победитель получает 2 очка.

 1 команда

 2 команда

/Ответы: курсор, дисковод/.

Ведущий: Молодцы, мы на пути в следующий город. Чтобы проехать через город Загадка, вам необходимо выполнить наши задания. Один ответ оценивается 1 очком.

По клавишам прыг да скок —
Береги ноготок!
Вот где пальцам физкультура,
Это вот — …клавиатура.

Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет.
Наверху машины всей
Размещается … дисплей.

Он в себя бумагу тащит —
И сейчас же буквы, точки,
Запятые — строчка к строчке.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный … принтер.

Под дисплеем — главный блок:
Там лежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … системный.[2]

Ведущий: А сейчас нужно пройти через город Шахматы. Отгадайте слово, пройдя по всем клеткам так, как ходит шахматный конь. Оценка правильного задания 3 очка.

/Ответы: носитель, алгоритм./ [4]

Ведущая: Сейчас мы подошли к загадочному городу Кроссворд. Отгадайте его тайны.

Ведущий: Вопросы на карточках, а сам кроссворд на экране. Кто быстрее разгадает кроссворд, получит 3 очка.

Карточка с вопросами:

  1. Гибкий магнитный диск. (Дискета.)
  2. Устройство вывода информации на бумажный носитель. (Принтер.)
  3. Информация, хранящаяся на устройстве внешней памяти под определенным именем. (Файл.)
  4. Устройство вывода информации. (Монитор.)
  5. Алгоритм, записанный на языке, которым пользуется компьютер. (Программа.)
  6. Совокупность четко сформулированных правил для решения задачи за конечное число шагов. (Алгоритм.)
  7. Единица измерения информации для хранения одного символа. (Байт.)
  8. Наименьшая единица измерения информации. (Бит.)
  9. Жесткий диск. (Винчестер.)
  10. Оптическое устройство ввода информации. (Сканер.)
  11. Программа для подготовки текста. (Редактор.)

Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Снова в путь! Перед нами город Анаграмма. Разгадайте анаграмму при помощи подсказки. За один правильный ответ 2 очка.

1 команда «Устройство вывода информации — МИ + ОН + РОТ». /Ответ: монитор./

«Семья букв — ТИФ + ЛАВА». /Ответ: алфавит./

«Манипулятор — КАМЫШ». /Ответ: мышка./

2 команда «Устройство ввода информации — КИТ + ВАЛ + АУРА». /Ответ: клавиатура./

«Электронный чертежник — ПОТ + ФОРА + СИ + ТОРГ + ЕЛЬ».

/Ответ: графопостроитель./

«Наука, рожденная компьютером — МИР + НОТА + ИКРА».

/Ответ: информатика./

Ведущая: Наше путешествие продолжается. И мы приближаемся к городу Задачка. Здесь живут умные жители. Они приготовили для вас следующее задание. Правильный ответ принесет 3 очка.

1 команда «У Даши 100 сестер. Младшей вчера исполнилось 1000 лет, а старшей скоро станет 1111 лет. Она учится в 1001 классе. Может ли быть такое?». /Ответ: да./

2 команда «В первом классе 35 учеников. Из них 25 любят математику, 20 — русский язык. Сколько первоклассников не любит математику?»

/Ответ: математику не любят 10 учеников./

Ведущий: Наше путешествие продолжается. И мы приближаемся к городу Маски. Из каких геометрических фигур составлена каждая маска? Какая из масок лишняя? Почему? Докажи. За правильный ответ 2 очка.

1 команда

2 команда

/Ответ: 1команда — треугольник вниз, 2 команда — скобки не так нарисованы./

Ведущая: Ну, Знайки вы мои, у нас на пути город Лабиринт. Чтобы не остаться в городе навсегда, надо пройти лабиринт. Кто пройдет его первый, получит 3 очка.

/Ответ: серая мышь./

Ведущий: Преодолев все препятствия, мы добрались до города Художников, где спрятан заветный приз. Здесь живут трудолюбивые жители. Для вас они приготовили следующее задание: надо придумать и нарисовать в графическом редакторе рисунок компьютера. Чья команда быстрее и лучше справится с заданием, получит 5 очков. Время его выполнения 5 минут.

Ведущая: Я рада поздравить вас с окончанием путешествия. Знайка хорошо оценил ваши знания по информатике. Вы многому научились. Сегодня трудно представить себе жизнь без информации и компьютеров. Мы вручаем приз команде победителю. Желаем вам дальнейших успехов в изучении этого замечательного и интересного предмета. До новых встреч!

Внеклассная работа по информатике дает возможность одним ученикам преодолеть барьер в общении с компьютером, другим — в комфортной обстановке, выполняя конкретные задания, закреплять полученные знания, третьим — развивать свои творческие способности, используя компьютер как техническое средство. Это и является основной целью работы по информатике во внеурочное время. Использование тематических игр является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса детей к науке, расширению кругозора. Система тематических игр и конкурсов на внеклассных мероприятиях через дух соревнования развивает чувство ответственности, что приводит к более глубоким знаниям учащихся.

Список литературы:

  1. М.А. Бесова Шутки, игры, песни соберут нас вместе — Ярославль, «Феникс», 2001 г.
  2. В.Паронджанов Занимательная информатика — М.: Росмэн, 1998 г.
  3. Г.О. Аствацатуров Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков — Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  4. И.Ю. Гераськина, С.Н. Тур Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях 2-11 классы — М.: Планета, 2011 г.