Урок информатики. Тема: "Алгоритмы и исполнители". 6-й класс, УМК: Босова Л.Л

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

УМК: Босова Л. Л.

Место урока: первый урок данной темы.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие алгоритма;
  • сформировать понятие исполнителя алгоритмов, рассмотреть различные виды исполнителей, ввести понятие СКИ;
  • привести примеры алгоритмов, регулярно используемых нами в жизни;
  • познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”);
  • формировать знания и умения составления алгоритмов;
  • обучить поиску и исправлению ошибок в алгоритмах.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • способствовать повышению творческой активности;
  • развивать навык самостоятельного изучения нового материала, умения “учиться”;
  • развивать умение выделять при чтении текста главные мысли;
  • развивать навыки составления конспекта.

Воспитательные:

  • способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;
  • способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
  • Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
  • иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы;
  • уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
  • знать, какие бывают исполнители алгоритмов.
  • знать, что такое СКИ.

Оборудование:

  • Компьютеры, презентация.
  • Проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка: решение логической задачи (3 мин.).
  3. Мотивация (1 мин.).
  4. Постановка темы урока (1 мин.).
  5. Самостоятельный просмотр учащимися интерактивной презентации (30 мин.).
  6. Обсуждение (8 мин.).
  7. Постановка домашнего задания (1 мин.).
  8. Подведение итогов (1 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

2. Разминка.

Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.

Решение:

  • первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;
  • вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки, кладем жариться третью котлету;
  • третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую (недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца.

3. Мотивация.

С помощью наводящих вопросов учителя учащиеся делают вывод, что для решения данной задачи необходимо было составить некий план действий, который и привел к нужному результату. Как по-другому назвать слово “план”? Последовательность шагов, инструкция, способ действий. Но существует более “научное” слово – АЛГОРИТМ. На информатике это важное слово будет применяться очень часто.

4. Постановка темы урока.

Как же мы сформулируем тему урока? АЛГОРИТМ или АЛГОРИТМЫ – скажут ученики. Учитель соглашается, но немного корректирует тему: “Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, будет всё-таки звучать АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ.” Чтобы лучше всё понять, вы сейчас сядете за компьютеры и просмотрите презентацию. Но презентация это не простая. Вам предлагается не только смотреть, но и отвечать на разные вопросы. Возьмите с собой тетради, в которых вы запишете тему урока и краткий конспект. Удачи! Постарайтесь очень внимательно читать ту информацию, что содержится на слайдах и самостоятельно отвечать на вопросы. Через 30 минут мы с вами обсудим некоторые из них.

5. Самостоятельный просмотр учащимися интерактивной презентации. Составление ими краткого конспекта в тетрадях.

Не секрет, что сегодняшние учащиеся не такие, какими они были еще 10-20 лет назад. И это естественно: ведь время идет вперед. Современные ученики мыслят и видят мир иначе, воспринимают новый материал по-другому – и нам, учителям, приходится тоже перестраиваться. И преподавание материала в том аспекте, в котором мы привыкли его преподавать, уже неактуально. Нынешним детям не подходит долгий рассказ учителем нового материала, пусть даже украшенный иллюстрациями или презентацией. Гораздо более эффективны игровые методы подачи материала, дискуссии, исследовательская деятельность на уроке. При этом следует помнить, что детям легче усваивать и запоминать материал, когда он логически поделен на небольшие кусочки (блоки) и обязательно визуализирован. Да, современные учащиеся лучше мыслят образами и запоминают лучше, когда определение или правило сопровождается картинкой. Наверное, это происходит из-за того, что дети сегодня очень рано садятся за компьютер.

Что будет, если ребенку в течение 20-30 минут рассказывать новый материал? Скорее всего, он устанет еще в течение первых 10 минут рассказа и перестанет слушать. А если дать ему просмотреть презентацию, содержащую на 20 слайдах новый материал? Какая бы она ни была красочная, где-то на 5-6 слайде ребенок устанет читать и понимать и с большей вероятностью просто пролистнет ее до конца. Материал останется неусвоенным.

Поэтому я постаралась сделать интерактивную презентацию. Переход на новый слайд невозможен, если верно не ответить на вопрос. А верно ответить на вопрос (даже совсем простой) можно лишь в том случае, если усвоен материал слайда. Опыт показывает, что такая подача материала действительно полезна. При этом учащиеся самостоятельно изучают новое, что также увеличивает эффективность усвоения и запоминания. А веселое звуковое сопровождение делает просмотр более увлекательным.

ВАЖНО! Каждый слайд оснащен кнопкой ДАЛЕЕ для удобства преподавателей. При необходимости использования презентации на уроке учащимися рекомендуется с интерактивных слайдов данную кнопку удалить.

Презентацию можно использовать в качестве элемента дистанционного обучения, так востребованного в современном образовании. Например, болеющий ребенок, вынужденный долго не ходить в школу, может самостоятельно изучить тему дома.

Ниже представлены примеры интерактивных слайдов, используемых в презентации:

 

И если ученик ответил верно, то появляется слайд такого вида:

6. Обсуждение.

Учащиеся задают возникшие у них вопросы учителю, а также разбирают следующие вопросы (слайды № 28, № 46, № 47, № 48, № 49):

1) Подумай и запиши, какие алгоритмы могут исполнять животные? Какой может быть система команд, например, для служебной собаки?

2) Вспомни и запиши, какие алгоритмы ты регулярно выполняешь в школе на уроках.

3) Закончите предложение: “Блок-схема – форма записи алгоритмов, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются ….”

а) рисунки;

б) списки;

в) геометрические фигуры;

г) формулы.

4) Закончите предложение: “Геометрическая фигура ОВАЛ используется в блок-схемах для обозначения …”

а) начала или конца алгоритма;

б) ввода или вывода;

в) принятия решения;

г) выполнения действия.

5) Что (кто) из перечисленного может выполнять алгоритмы?

а) человек;

б) компьютер;

в) группа людей;

г) какое-нибудь техническое устройство (робот).

6) Укажите в тетради истинное высказывание:

а) человек разрабатывает алгоритмы;

б) человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритма;

в) человек исполняет алгоритмы.

7) Укажите в тетради истинное высказывание:

а) компьютер разрабатывает алгоритмы;

б) компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритма;

в) компьютер сам выполняет алгоритмы.

8) Укажите в тетради истинное высказывание:

а) исполнитель разрабатывает алгоритмы;

б) исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритма;

в) исполнитель четко и безошибочно исполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

9) Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Посадка дерева”):

а) поставить лопату и лейку на место:

б) взять лопату и саженец;

в) посадить саженец в ямку;

г) выкопать ямку;

д) взять лейку с водой и полить саженец;

е) засыпать ямку.

10) Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Пришивание пуговицы”):

а) положить иголку и ножницы на место;

б) отрезать нитку подходящего цвета;

в) взять рубашку;

г) вдеть нитку в иголку;

д) пришить пуговицу;

е) взять иголку и ножницы;

ж) подобрать подходящую пуговицу.

7. Постановка домашнего задания.

а) Придумать пример какого-нибудь алгоритма.

б) Творческое задание пропедевтического характера. Разделить учащихся на две группы: первой группе – сделать доклад по теме “История слова АЛГОРИТМ”, второй группе – “Свойства алгоритмов”. Работу можно оформить в Microsoft Word или в Google-документах.

8. Подведение итогов.

Учитель может оценить активных учеников, а также выборочно взять тетради с конспектами и письменными ответами слайдов № 28, № 46, № 47, № 48, № 49 на проверку.