Урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначныз чисел"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (871 кБ)


Тип урока: Закрепление знаний.

Цель урока: Формирование навыков сложения и вычитания двузначных чисел.

Задачи урока:

  • Формировать навыки устного счёта, решения составных задач, решения уравнений.
  • Продолжить работу над развитием самостоятельности и активности мышления учащихся.
  • Способствовать развитию внимания, смекалки, математической речи ребят.
  • Воспитывать аккуратность, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Сообщение темы урока.

Ребята сегодня мы с вами совершим путешествие, но не простое, а математическое. За время нашего путешествия мы повторим сложение и вычитание двузначных чисел. Итак, я приглашаю вас в сказку. (первый слайд)

III. Устный счёт.

А как вы думаете, на чём можно путешествовать? (на машине, на поезде, на корабле, на самолёте..) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на сказочном поезде (слайд 2). Путешествие у нас не простое, а математическое, поэтому пассажирами поезда являются числа. Чтобы поезд тронулся, нужно рассадить пассажиров по своим местам.

 (повторение состава чисел 8 и 9)

Восемь – это пять и …(три) (при щелчке по цифре три, она перемещается в соответствующее “окошко” поезда, аналогичная работа со всеми остальными числами)

Восемь – это два и …(шесть)

Восемь – это семь и …(один)

Итак, все пассажиры на местах, можно отправляться в путь. Закройте глаза. (звучит музыка из передачи “В гостях у сказки”, открывается слайд)

Откройте глазки. Куда же мы с вами попали? Чтобы узнать это, нужно решить примеры. (дети по одному выходят к доске и читают пример с названием компонентов действия: первое слагаемое 30, второе слагаемое 40, сумма 70. Если пример решён правильно, то ребёнок щёлкает курсором по цветному полю, на котором записан пример, и поле исчезает. Решив все примеры, дети смогут постепенно открыть иллюстрацию к сказке)

(Cлайд 3)

К какой сказке нарисована эта иллюстрация? (к сказке “Теремок”)

IV. Основной этап урока

Правильно, мы с вами попали в русскую народную сказку “Теремок”. Как же начинается эта сказка? (ответы детей, слайд)

Стоит в поле теремок,
он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка, (щёлкнуть по слайду для начала анимации) увидела теремок, остановилась и спрашивает “Терем-теремок, кто в тереме живёт?”. Никто не отвечает. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. А чтобы не скучно было, решила мышка выполнить математическое задание. Хотите ей помочь?

(на слайде (на каждой ступеньке, по щелчку) постепенно открываются задания математического диктанта)

 (Cлайд 5)

  • Запишите в тетрадях число, в котором 2 десятка и 5 единиц
  • Запишите число, в котором 3 десятка и 1 единица
  • Запишите число, в котором 7 десятков и 6 единиц
  • Запишите число, в котором 5 десятков и 2 единицы
  • Запишите число, в котором 7 десятков и 4 единицы
  • Запишите число, в котором 4 десятка и 5 единиц
  • Запишите число, в котором 8 десятков и 7 единиц.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (открывается новый эффект слайда, дети выполняют самопроверку)

Пока мышка вместе с вами выполняла задание, мимо теремка шла лягушка. (слайд, щелчок по слайду для начала анимации)

Увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок, кто в тереме живёт?” (щелчок по слайду, появляется мышка)

“Я, мышка-норушка, а ты кто?” “А я лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить!” “Пущу, - говорит мышка, - если ты мою задачу решишь”

Поможем лягушке задачу решить? (слайд)

Мышка заготовила на зиму 50 зёрнышек пшеницы и 30 зёрнышек риса. 60 зёрнышек она съела. Сколько зёрнышек осталось у мышки?

Прочитайте условие. Прочитайте вопрос. Что известно в задаче? (заполнение схемы, на слайде схема заполняется по мере ответов детей, по щелчку мышки) Сколько зёрнышек съела мышка? (60 зёрнышек). Сколько зёрнышек осталось? (неизвестно, это нужно узнать). Сколько зёрнышек было? (мы не знаем, но знаем, что было 50 зёрнышек пшеницы и 30 зёрнышек риса). Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет, потому что неизвестно, сколько всего зёрнышек было у мышки). Что узнаём первым действием? (сколько всего зёрнышек было). Что узнаём вторым действием? (сколько зёрнышек осталось).

Запишите решение и ответ задачи. (один человек у доски, остальные в тетрадях, с последующей проверкой)

Решила лягушка задачу и стали они вдвоём в теремке жить. Бежит мимо зайчик. (слайд 6, щелчок по слайду для начала анимации)

Увидел теремок, остановился и спрашивает: (дети хором: “Терем-теремок, кто в тереме живёт”). “Я, мышка-норушка; (щелчок по слайду, появляется мышка) я, лягушка-квакушка. (щелчок по слайду, появляется лягушка, далее при знакомстве нового героя с жетелями теремка эффекты переключаются аналогично) А ты кто?”. “А я зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить!”. “Пустим, если ты наше задание выполнишь. На нашем огороде морковка выросла, собери её, пожалуйста” (слайд 9)

 Чтобы собрать морковку, нужно зайчику примеры решить. Поможем?

Решите примеры у себя в тетрадях.

  • 45 + 23
  • 26 – 12
  • 34 + 25
  • 47 – 24
  • 89 – 67

(после того, как дети решат примеры в тетрадях, проводится проверка: дети читают пример и ответ, щёлкают по морковке (при этом она перемещается, открывая результат) и проверяют правильность решения (по одному человеку)

Собрал зайчик морковку, и стали они втроём в теремке жить. (слайд 10)

Бежала мимо лисичка, увидела теремок, остановилась и спрашивает (дети хором: “Терем-теремок, кто в тереме живёт?” . “Я, мышка-норушка; я, лягушка-квакушка; я, зайчик-побегайчик. А ты кто?”. “А я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить! А я вам за это физкультминутку проведу”.

Давайте и мы немножко отдохнём вместе с героями сказки. (физкультминутка)

Мы шагаем, мы шагаем
Ножки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно. глубоко.
Вдруг мы видим на опушке
две зелёные лягушки.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
Отдохнули, потянулись
И за парты вновь вернулись.

Бежит мимо волк. (слайд 12)

Увидел теремок, остановился и спрашивает (дети хором: “Терем-теремок, кто в тереме живёт?”. “Я, мышка-норушка; я, лягушка-квакушка; я, зайчик-побегайчик; я, лисичка – сестричка. А ты кто?”. “А я волчок – серый бочок. Пустите меня к себе жить!” “Пустим, - отвечают зверята, - если ты наше математическое задание выполнишь”

Поможем волку? (слайд) Тогда решите уравнения в своих тетрадях.

  • х + 23 = 57
  • х – 14 = 25

(когда дети выполнят задание, проводится самопроверка или взаимопроверка, на слайде появляются решения уравнений)

Зашёл волк в теремок, и стали они жить впятером. Что случилось в сказке дальше? Дети рассказывают сказку до конца. (слайд)

(Шёл мимо медведь, увидел теремок, остановился и спрашивает (дети хором: “Терем-теремок, кто в тереме живёт?” . “Я, мышка-норушка; я, лягушка-квакушка; я, зайчик-побегайчик, я, лисичка – сестричка, я волчок – серый бочок. А ты кто?”. “А я Мишка-медведь. Пустите меня к себе жить!” “Да как же ты у нас поместишься такой большой. У нас и место то нет” “А я на крыше жить стану”. Полез медведь на крышу, теремок не выдержал и развалился.”)

Дальше сказку продолжает учитель

Еле – еле успели из теремка выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок да мишка косолапый. Принялись они брёвна пилить, доски носить, новый теремок строить. Давайте и мы им немножко поможем. Для этого нужно решить задачу. (слайд, на котором в ходе разбора задачи постепенно заполняется схема (Cлайд 15))

Для постройки нового теремка звери приготовили 90 брёвен. Из них 20 брёвен потребовалось для постройки крыши, 50 брёвен для постройки стен, а остальные пошли на строительство веранды. Сколько брёвен понадобилось для веранды?

Прочитайте задачу. О чём говорится в этой задаче? Сколько брёвен потребовалось для постройки крыши? (20) Сколько брёвен потребовалось для постройки стен? (50) Сколько брёвен потребовалось для постройки веранды? (неизвестно, об этом спрашивается в задаче) Что ещё известно в задаче? (что всего для постройки нового теремка потребовалось 90 брёвен)

Запишите в тетрадях решение и ответ этой задачи. (один человек у доски)

V. Подведение итогов урока.

Построили звери теремок. И получился он лучше прежнего! Обрадовались зверята и стали все вместе в теремочке жить. А вас за помощь благодарят, всем спасибо говорят. (слайд)

Ну а мы с вами сейчас вспомним, какие же математические задание мы выполнили во время нашего сегодняшнего математического путешествия. (ответы детей) Обрадовались зверята и стали все вместе в теремочке жить. А вас за помощь благодарят, всем спасибо говорят. (слайд 16)

Очень жаль, что путь недолог
Расставаться нам пора.
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.