Стилистический диктант

Разделы: Русский язык


Цель: научить обучающихся на слух улавливать ошибки в тексте, определять их характер и быстро исправлять.

Ход урока

I. Вхождение в тему урока.

1. Учитель напоминает о разнице между речевыми и стилистическими ошибками.

Суть:

Речевые ошибки - нарушение установленных норм литературного языка в области употребления слов, их форм, в построении словосочетаний и предложений.

Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажают смысл, но не нарушают правил грамматики.

Так, в предложении: В нашем городе намечаются большие строительства ? наблюдается нарушение норм грамматики (существительное строительство во множественном числе не употребляется). Или в предложении: По тропинкам, ведущих к заводу, быстро шли люди ? нарушение нормы согласования. Это речевые ошибки.

Предложение Эти черты характера характерны для героя построено по правилам грамматики, однако в нем находим неоправданное скопление однокоренных слов. В предложении Герасим жил в небольшой маленькой каморке, построенном по правилам грамматики, находим плеоназм (лишнее слово, не сообщающее ничего нового). Это стилистические ошибки.

2. Вспоминаем классификацию стилистических ошибок и их условные обозначения.

1) лексико-стилистические ошибки; сюда относятся:

а) неверное или неточное употребление слова,

б) неумение сочетать его с другими словами;

в) паронимы;

г) анахронизм;

д) употребление просторечной, разговорной, диалектной лексики;

е) искажение иноязычных слов;

ё) многословие,

ж) повторы,

з) пропуск нужного слова,

и) искажение фразеологического оборота,

к) словесные штампы.

(Наш народ творит могучие космические корабли. Товарищ не скрыл мой плохой проступок. Эта девушка была домработницей у господ. Мальчики сшибали палками орехи. Стороны дебютировать кончили и пришли к согласию. Басни соловья не кормят. Летом по линии отдыха у них всё было хорошо.)

2) морфолого-стилистические ошибки:

а) неправильное словообразование, неудачное словотворчество;

б) ошибки в образовании и употреблении форм, прилагательных, местоимений, видо-временных категорий глагола, причастий и деепричастий.

(У него был вспыхчивый характер. Мы видели красоту и убранность зала. Дверь отворилась, и двое слуг вталкивают в комнату Дефоржа. Извивающая река протекала мимо леса. Ходя взад и вперёд, командир думал о предстоящем сражении.);

в) ошибки в употреблении рода, числа и падежа существительных (На набережной возвышались корпусы новых жилых домов. Осенью дули холодные ветра.)

3) синтаксико-стилистические ошибки:

а) нарушение порядка слов в предложении (Особенно запах мне нравился ландышей.);

б) нарушение норм согласования (Ряд домов тянулись вдоль оврага.);

в) ошибки в управлении (Мать любила и восторгалась сыном.);

г) местоимённое дублирование подлежащего (Знакомый шофёр, увидев меня, он сразу затормозил ход машины.);

д) недочёты в употреблении однородных членов, разных форм именной части сказуемого (Остап был храбрый и честен. Он любил спорт и плавать.);

е) употребление неправильных форм союзов, предлогов (Мы работаем не только в мастерских, а также на заводе. Муму привязалась к угрюмому, но доброму и к ласковому Герасиму.);

ё) ошибки в построении сложного предложения (Как только прекратился дождь, и мы отправились дальше.);

ж) нарушение границ предложения (Алёша мыл посуду, ставил самовар. Бегал в лавочку за покупками. Когда мы плыли. То не слышали гудка парохода.);

з) неправильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами (Жители, которые были испуганы, стали уходить из посёлка, к которому приближался неприятель. Преодолев все трудности и лишения, дорога построена.);

и) неправильное употребление союзов и союзных слов, нагромождение их (Неопытность Гринёва видна из того, как он не разрешил вернуться во время бурана. Поднялась метель, которая замела дорогу, по которой ехала кибитка);

к) неверное построение предложений с косвенной речью (Дочь сказала маме, что утром полью все цветы.)

II. Проведение стилистического диктанта в течение 15 минут. (Такие диктанты проводятся перед написанием сочинения, изложения или свободного диктанта.)

Для быстрой и эффективной работы даются образцы-моменты, обозначающие ошибки.

I вариант

Образцы-моменты, обозначающие ошибки:

1. Ошибки в выборе слова.

2. Повторы.

3. Пропуск нужного слова.

4. Ошибки в употреблении форм существительных, прилагательных.

5. Ошибки в употреблении местоимений.

6. Нарушение порядка слов в предложении.

Предложения для диктанта:

1. Смелые люди смело защищали Родину.

2. Брат любит географию и хорошо понимает.

3. Герасим положил щенка на кровать, а потом прикрыл её тяжёлым армяком.

4. У девочки пальцы в черниле.

5. Пушкин много писал прекрасных стихотворений.

6. Герасим не слыхал жалобного визга и плеска воды.

7. Ты всё-таки вперёд меня выполнила упражнение.

8. Только к исходу вторых суток несколько стих ураган.

9. Про этого старика говорят, что он большая скряга.

10. В класс вошёл экскурсант и предложил нам идти в типографию.

11. Дети одеты просто, потому что они из простой рабочей семьи.

12. Муму залаяла, барыня проснулась. Почуяв беду, Герасим схватил её под мышку и бросился в каморку.

II вариант

Образцы-пункты, обозначающие ошибки:

1. Ошибки в выборе слова.

2. Лишнее слово.

3. Повторы.

4. Ошибки в употреблении форм прилагательного.

5. Ошибки в употреблении местоимений.

6. Ошибки в управлении.

Предложения для диктанта:

1. Воздух был свежий, душистый и прозрачен.

2. Отец художника хотел, чтобы сын полюбил простую русскую природу. Её шум и красоту лесов, её реки и поля.

3. Мы приходим со школы, отдыхаем, затем выполняем задания.

4. Вчера брат встретился с им.

5. Хозяйка бесплатно эксплуатировала Алёшу.

6. Воины в годы Великой Отечественной войны не щадили своей жизнью.

7. Вдали виднелись остатки войны.

8. Для ёлки купили полный набор игрушек.

9. Прибежала Алёнушка к тёмному омуту, села на горюч-камень. От горя в комочек сжалась.

10. Мы обратно начнём репетицию в 12 часов.

11. Герасим вошёл в свою каморку, Герасим стал ходить быстрыми шагами.