Тема урока: "Повторение изученного в 5-м классе по теме "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: повторить морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного.

Оформление доски: таблица «Морфологические признаки имени существительного», предложение для анализа, иллюстрация к сказке «Маугли»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о той части речи, «волшебство» которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. А слова какой части речи называют то, что нас окружает? Да, это имена существительные.

(Записывается тема, объявляется цель урока.)

– Все люди в любом возрасте любят читать сказки. Сказки о животных возникли ещё в далёкие времена, когда на Земле не было городов и сёл, а первые люди жили в лесах и пещерах. Древний человек одухотворял, оживлял всё, что его окружало, «очеловечивал» зверей и птиц. Поэтому в сказках животные разговаривают друг с другом, понимают человеческую речь. Я думаю, всем вам хорошо знакомо имя английского писателя Редьярда Киплинга и его удивительная сказка «Маугли». Вот с героями этой сказки мы сегодня и побываем в джунглях, где они жили.

III. Повторение правил. Тренировочные упражнения.

1. Слово учителя.

Для Маугли в джунглях всё было мило и дорого. Всем он восхищался и всё любил. Посмотрите, пожалуйста, на предложение, записанное на доске, и вы сами в этом убедитесь:

Каждый шорох в траве, каждое дуновение ночного ветерка, каждый крик совы над головой, каждое движение летучей мыши, которая цеплялась коготками за ветку дерева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли.

– Слова какой части речи больше всего в этом предложении?
– Как вы определили, что это имена существительные?
– Давайте вспомним общее понятие об имени существительном.

2. Работа по таблице.

Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Они, как вы знаете, бывают постоянными и непостоянными. Каковы же морфологические признаки у имени существительного (Рисунок 1).

– Ответьте на вопрос: какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

3. Осложненное списывание. (Прочитать, списать, над существительными указать одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное).

Во многих индийских деревнях мальчишки с раннего утра выгоняют коров и буйволов на пастбище. Маугли проехал по улице, сидя на спине буйвола Рама. Мальчик нахмурился: «Я не боюсь Шер – Хана». Быки рванулись вперед, услышав голос Акелы.

4. Работа по таблице.

По таблице вспомнить род, склонение имени существительного.

5. Объяснительный диктант. (Над существительными указать род и склонение. Из текста назвать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением).

Удав лежал, растянувшись на выступе скалы. Скала была нагрета солнцем. Каа любовался своей красивой кожей. Его большая голова металась по земле. Тело свивалось в причудливый узел и фигуру. Язык облизывал губы, предвкушая будущий обед.

Мы повторили с вами постоянные морфологические признаки, а каковы непостоянные морфологические признаки имени существительного?

6. Работа по развитию речи.

– По данной картине составить предложения, употребив существительные в разных падежах. (2–3 предложения записать).

7. Синтаксическая роль имени существительного.

– По таблице посмотрим и вспомним, какова синтаксическая роль существительного в предложении.

8. Разобрать предложения.

Маугли вытащил осла за хвост и уложил горшки для отправки на рынок. Дорога в джунглях – это километры опасностей и приключений. Акела отпрыгнул в сторону ветра, присел и напрягся.

9. Слово учителя.

Мы повторили с вами все морфологические признаки имени существительного. А теперь проведем морфологический разбор имени существительного. (Одно существительное из только что разобранного предложения). Откройте учебники и повторите порядок морфологического разбора имени существительного.

III. Итог урока

Итак, что мы с вами сегодня повторили по теме «Имя существительное»? Оценки за урок.

IV. Домашнее задание

По контрольным вопросам (в учебнике) составить связанный рассказ об имени существительном.

Приложение 1