Урок литературного чтения "М.Пришвин "Лисичкин хлеб". 1-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Учебные задачи:

  • учить видеть удивительное и необычное в природе;
  • учить слушать и слышать художественное слово;
  • учить понимать отношение автора к героям рассказа;
  • учить правильно называть изученные произведения.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к произведению, его героям;
  • выделять отдельные слова и предложения из текста прослушанного произведения;
  • сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения;

Программные задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о лесе, о диких животных, о птицах.
  • Учить детей внимательно и целенаправленно слушать рассказ М.Пришвина "Лисичкин хлеб"; понимать его основное содержание.
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между частями рассказа.
  • Упражнять детей в умении пересказывать рассказ, соблюдая последовательность его содержания, передавая авторские обороты, речь.
  • Активизировать словарь детей словами: добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
  • Воспитывать интерес детей к пересказу рассказа, а также желание отвечать на уроке, поднимать руку, не выкрикивать с места.

Цели: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.Выявление первичного восприятия произведения. Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения. Формировать умения работать в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник "Литературное слушание.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), листочки, цветные карандаши, ручка, карточки с условными обозначениями жанра и темы произведения.

Этап урока Содержание Формирование УУД
I. Организационный момент - На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!

У. Какой у нас урок? Слайд 1.

У. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

У. Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и надеюсь, что вы будите на уроке внимательными, активными.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний У. Посмотрите, что это за фигуры у вас на партах?

Д. Это заменители жанров.

У. Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? Какой жанр обозначается данной фигурой? (показывают на экране)

Обсудите в группе ответ и определите, кто будет отвечать. Проверьте. Слайд 3

А какие темы произведений?

Слайд 4. (о Родине, о природе, о детях, о животных)

У. Каким цветом обозначаем на модели?

У. А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, жанр, тему и найти соответствующую модель. Приложение1.

У. Кто будет отвечать решите сами.

У. Молодцы! С этим заданием вы справились.

 
III.Работа над новым материалом У. Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо? Приложение 2.

У. Что же это? Кто догадался?

Слайд 5.

У. Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (рассматриваются картинки с изображением леса)

У. Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?

У. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.

У. А кто-нибудь знает стихи о лесе. Расскажите нам. (Дети рассказывают стихи)

У. Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? Ягоды? Грибы?

У. А вот еще одна загадка:

Приложение 3.

У. Кто это? Слайд 6.

Молодцы. Отгадали загадки.

У. Лиса - это какое животное - дикое или домашнее?

У. А дикие животные где живут?

У. Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

У. А как вы думаете, почему я у вас спросила про лису?

(ответы детей)

У. Да, сегодня мы будем читать новое произведение. А как оно называется вы сейчас узнаете, выполнив задание.

У. У вас на партах лежат листочки. На них зашифровано название произведения. Вычеркнув все буквы "З" вы прочтёте название. (Работа в группах)

ЛИЗСИЧЗКИНЗ ХзЛЕБЗ. Кто будет отвечать?

Д. Это произведение называется "Лисичкин хлеб". А кто его написал мы узнаем, открыв учебник на с. 66. (Ответы детей) Слайд 7

У. Ребята, слышали вы что-нибудь о писателе М. Пришвине?

Я хочу вам предложить открыть для себя этого интересного писателя. И думаю начать это открытие с чтения одного из его рассказов "Лисичкин хлеб". Мы читать еще не начали, может, у вас появились какие-то вопросы до чтения?

У. Как вы думаете, о каком хлебе пойдёт речь в этом произведении? (Высказывания детей). Давайте узнаем об этом из текста. А что вы можете сказать об этих моделях?

(выслушиваются ответы детей)

Д.А разве лисичкин хлеб бывает?

Д.Это что, сказка?

У. Интересные вопросы. Нам предстоит ответить на них на уроке. Попробуем найти ответы в самом произведении. (Постановка учебной задачи (через проблему).

Итак, слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.

Познавательные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

 

 

 

 

учебно-интеллектуальные

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование приёмов мыслительной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные

IV. Первичное восприятие произведения. Слайд 8 -13 (Читаю рассказ и на самом интересном месте останавливаюсь.)

Слайд 14. Словарная работа: копуля, добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста.

проба на познавательную инициативу. Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы
V. Работа с текстом. Работа в группах. У. У каждой группы свои вопросы.

У. Прочтите свои вопросы. Вам надо на них ответить. Приложение 4.

У.Теперь вы можете ответить на первые вопросы?

Обсуждение. Приложение 5.

Слайд 15,16,17.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих тему и жанр произведения.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

VI. Физминутка Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
 
VII.Составление схемы Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

У. Найдите в тетради с. 23.

 Что принёс из леса дедушка? Найдите и прочитайте.

 Возьмите листы бумаги и дополните схему "Дары леса" (что даёт человеку лес).

- Сравните с моей. Слайд 18.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 

Коммуникативные УУД.

VIII. Моделирование. Итог урока У. Каждый сам сделает себе обложку.

Сравните с моей. Слайд19.

Посмотрите на экран. А вот в таком оформлении мы встречаем книги в библиотеке . магазине. Слайд 20.21.

  • Чему учились на уроке?
  • Что было трудно?
  • Почему?

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! (да)

Рекомендации по работе с книгой.

У. Найдите другой рассказ М. Пришвина и прочитайте. Слайд 22,23

У. Расскажите рассказ своим родным.

Пришвин писал не только рассказы. Посмотрите на эту схему. Слайд 24.

Покажите обложку этой книги? Среди других найди правильную. (на доске модели обложек)

Можно чему-то научиться, прочитав это произведение?

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

IХ. Оценка работы учащихся на уроке У. Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями. Приготовьте ладошки. (рефлексия)

Слайд 25.

Личностные УУД

 Приложение.