Урок географии, 7-й класс, "Остров сокровищ"

Разделы: География

Класс: 7


Задачи:

  • Повторить и проверить знания учащихся о материках и океанах.
  • Формировать умение применять знания в нестандартной ситуации.
  • Вызвать интерес у учащихся к географии, как науке.
  • Воспитывать у учащихся общечеловеческие качества: чувство локтя (команда), выбор и авторитет лидера, взаимопомощь, любовь к природе, дружбу.

Оборудование:

  • физическая карта мира с проложенными маршрутами;
  • кораблики «Волна», «Черная стрела» (названия кораблей), флаги;
  • виды г. Санкт – Петербург;
  • «Остров сокровищ» со станциями «Дружба», «Пираты», «SOS», «Откуда вы?», «Тайна», «Животные»;
  • сундук с «сокровищами»;
  • Слайды «Из истории путешествий и открытий»;
  • ТСО: магнитофон, фильмоскоп.

Ход урока

1. Вводная часть урока

Учитель:

Здравствуй, география!
Ты мне так нужна!
Как человеку воздух,
А рыбам всем вода.

Если б не было тебя,
Я б не знала острова,
Сельву, страны, города,
Реки, горы и моря.

Здравствуй, география!
Шлю тебе привет!
Я жду тебя и радуюсь,
Что есть такой предмет!

2. Гимном географов всей страны считается песня М. Львовского и М. Светлого «Глобус».

3. Звучит первый куплет песни «Глобус».

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим.

4. Наверное, в каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может, нечто подобное испытывали и путешественники, чьи жизни отделены от нас временем.

5. Демонстрация слайдов.

1 – корабли Д. Кука – доказал, что Австралия – самостоятельный материк.
2 – Д. Кук
3 – В.В. Юнкер –19 век, посвятил свою жизнь изучению Центральной и Восточной Африки.
4 – Н.И. Вавилов – 20 век, организовал экспедиции для изучения культурных растений.
5 – Н.Н Миклухо-Маклай – посвятил себя изучению жизни островитян Океании.
6 – группа Амудсена на Южном Полюсе – впервые покорил Южный Полюс.
7 – могила Р. Скотта и его спутников на леднике Россо – не вернулся с Южного полюса Р. Скотт.
8 – М.М. Сомов – начальник первой Советской Антарктической экспедиции.

Демонстрация портретов: Х.Колумб, Ф. Магеллан, Пржевальский, Тур Хеердал, Лазарев и Беллинзгаузен, Кусто.

Там за далью непогоды
Есть блаженная страна,
Но туда выносят волны
Только смелого всегда…

6. Разные времена, разные люди, разные причины толкают нас на дорогу открытий и приключений. Мы же отправляемся на поиски клада, хранящегося на далеком острове сокровищ. Его достигнет тот, кто в ладах с книгой, картой, компасом, ведь в дальних опасных странствиях дороже денег ценятся знания, умения и дружба…

7. Основная часть

1. Сегодня в путь отправляются два парусных судна:

  • «Волна»
    Штурман:
    Капитан:
  • «Черная стрела»
    Штурман:
    Капитан:

Пройдет 6 долгих месяцев, пока мы достигнем заветного острова, а скорость движения будет зависеть от ваших знаний и умений. Начнем мы свой путь из Балтийского порта, прекрасного города на Неве – Санкт-Петербурга. Найдите его на карте и посмотрите виды этого города. (Установить корабли).

2. Никто на свете не может предсказать. За каким поворотом нас ждет удача.

(Выкатывается бутылка.) Но вот судьбы улыбнулась и вам, на берег выброшена бутылка. Что в ней?!

(Раскрываем и достаем записку и план.)

Но что здесь написано? Давайте попробуем расшифровать! (Отметить остров на карте.)

Ребята, остров сокровищ находится в бассейне о. Гудларк между берегом Новой Гвинеи и Соломоновыми островами. Там обнаружены богатейшие месторождения золота, серебра. Самое крупное месторождение меди.

Вот как описывал этот остров Стивенсон в романе «Остров сокровищ».

(Демонстрация слайда «Берег Новой Гвинеи», зачитать отрывок стр. 67.)

3. Уважаемые штурманы, вот вам маршрутные карты. О, Боже, что с ними случилось? Все надписи стерты! Ребята, мы сможем восстановить схему?!

Покажите ваш маршрут на карте!

4. (Голос в динамике.) «Капитаны шхун «Волна» и «Черная стрела» вы нарушили границу и находитесь в территориальных водах Испании. Просим вас остановиться и сообщить кто вы! Откуда вы?» (Сообщают свой точный адрес).

5. (Звучат сигналы SOS, учитель надевает наушники, слушает).

Рыбацкое судно в беде, 10 дней они в открытом море, вышел из строя компас, потеряны карты, просят помощи. Поможем?! «Сам погибай, а товарища – выручай!» – гласит народная мудрость. Назовите материки!
(Звучит 3 куплет «Глобуса»).

6. (Учитель смотрит в бинокль).

Ребята, навстречу идет какое-то судно. Что это за звуки? Господи, да это же пираты! Кажется, перестрелка неизбежна!

(Звучит песня «Разбойники», вбегает пират и задает вопросы командам).

Вопросы:

  • Самый большой материк?
  • Самый маленький материк?
  • Самый жаркий материк?
  • Самый холодный материк?
  • Самый сухой материк?
  • Самый влажный материк?
  • Самый большой океан?
  • Самый маленький океан?
  • Кто открыл Америку?
  • Кто открыл Антарктиду?

Сражение выиграно, пираты отступают.

7. Физкультминутка

Ребята, посмотрите, впереди сказочный остров и называется он «Тайна». Но наш корабль не сможет причалить – слишком мелко! Давайте бросим якорь и сплаваем к острову.

(Прыгаем, плывем, лезем на крутой берег, устали; пьем сок и возвращаемся на корабль).

8. Но что это я вижу? Страшные волны – цунами – смыли с берегов и выбросили животных на остров. Животные в панике, это не их дом. Давайте поможем им вернуться!

(Капитаны расселяют животных по материкам (картинки расставляют на карту) под музыку «В мире животных»).

9. Ну что же, в путь!

Я читаю вам слова, вы к ним прислушиваетесь и находите лишние. Покажите, как вы это узнали!

(Карточки со словами: а) «Ильямпу», «Костюшка», «Чимбарасо», «Аконкагуа»; б) «Нил», «Конго», «Замбези», «Оринока»).

10. (Звучит веселая музыка).

Вот и остров! (Выбегают на берег). А где же сокровища?! (Входит хранитель клада).

– Ну-ка, ну-ка. Поглядим!
Так просто клад не отдадим!
Ключ к замку – словарь по теме.
Чтоб сберечь нам с вами время,
Я читаю вам куплеты.
Говорите вы ответы!

– От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его? (Овраг).

– Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан.
Фонтан вам тот известен. (Гейзер).

– По морю идет – идет
До берега дойдет,
Тут и упадет. (Волна).

– Виден край, да не дойдешь! (Горизонт).

Что ж, ключ ваш. Я убегаю!

11. Капитаны открывают сундук и достают самое ценное сокровище «Дружба». Как вы поступите с конфетами?

Заключение.

1. География – наука
Путешествий и открытий.
Про нее вам все расскажет
Географии учитель!

Вместе с ним перенесетесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это!

Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах.
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.

Вам учитель все расскажет.
Объяснит и нарисует
На вопросы все ответит –
Было так и дальше будет!

(Читает и делит конфеты поровну).

2. (Все ребята выходят к доске, встают полукругом и исполняют песню «Алые паруса»).

Вам желаю увидеть лицо всей Земли!
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов!
Алый парус мечты пусть по свету ведет корабли!
Счастья вам. Дорогие ребята! Спасибо!