Жанры изобразительного искусства. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.
  2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.
  3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный.

Вид урока: Урок-беседа.

Методы работы:

  1. Объяснительно-иллюстративный (изложение учебного материала);
  2. Формирования познавательного интереса;
  3. Наглядный.

Оборудование: Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку “Жанры изобразительного искусства”.

Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров

Ход урока

Программное содержание.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства.

План:

  1. Организационный момент урока.
  2. Повторение, виды изобразительного искусства.
  3. Анализ видов изобразительного искусства.
  4. Повторение опорных заданий учащихся.
  5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная.
  6. Анализ работы.
  7. Итог урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний.

– На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства.
– Давайте повторим, что такое вид искусства?
Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства.
Демонстрация учащимся презентацииВид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку”.
– Давайте вспомним пластические виды искусства.

Произведения скульптуры?
Предполагаемый ответ учащихся: – Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.
– Произведения живописи?
Предполагаемый ответ учащихся: – Это живопись, эти произведения написаны красками.
На экране – произведения графики.
Предполагаемый ответ учащихся: – Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.

Произведения архитектуры?
Предполагаемый ответ учащихся: – Это вид конструктивного искусства – архитектура.
Произведения декоративно-прикладного искусства?
Предполагаемый ответ учащихся: – Это вид декоративного искусства – практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. 
– Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств: 
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.

Приложение 1.

3. Изучение нового материала.

Тема урока: “Жанры в изобразительном искусстве”.
Жанр искусства – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Приложение 2.

Различные жанры возникали в разное время.

Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.

На экране “Анималистический жанр”.
– Дайте определение анималистическому жанру.
Предполагаемый ответ учащихся: Анималистический жанр – изображение животных.
– Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.
На экране слайд “портрет”.

Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.
– Какие разновидности портрета вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: Одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет, парадный, групповой.
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т.д.
На экране слайд “натюрморт”.
– В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт?
Предполагаемый ответ учащихся: В живописи, графике, скульптуре.
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Как вы уже поняли, пейзаж – это изображение природы.
Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, индустриальный, марина (от итал. мarina– морской). На экране слайд “пейзаж”.

Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
– Родина бытового жанра, как и натюрморта – Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. 
На экране слайд “бытовой жанр”.
Предполагаемый ответ учащихся: Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это, могут быть какие– либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
На экране слайд “исторический жанр”.
– Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру.
На экране слайд “библейский жанр”.
На экране слайд “Жанры изобразительного искусства”.

Задание учащимся:

Записать определение изученных сегодня жанров в тетрадь.
В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на “высокий” и “низкий” в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII–XIX веков. “Высоким” считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, “низким”– портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт.
В Голландии XVII веке, напротив, “низкие” жанры – пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки – оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

Класс делится на 3 группы.

Каждая группа составляет кроссворд по теме урока.
Отгадывание кроссвордов выполняет противоположная группа.

Итог урока.

4. Закрепление нового материала.

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения? (Для сильных детей.)

5. Обобщение изученного материала.

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • Жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
  • Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • Изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

6. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

7. Домашнее задание.

Проиллюстрировать в альбоме раздел “Жанры в изобразительном искусстве”.

Виды жанров: анималистический, натюрморт, пейзажный, бытовой, исторический, мифологический, батальный, портрет.

Подготовить доклад, сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

Приложение 3. Карточки – задания.