Сравнение трехзначных чисел

Разделы: Начальная школа


Класс: 3.

Цель: научить сравнивать разными способами трехзначные числа.

Задачи:

  • изучить приемы сравнения трехзначных чисел, закрепить вычислительные навыки;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • прививать интерес к урокам математики, способствовать развитию адекватной самооценки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку (приложение 1), Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2, М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2004.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня к нам в гости пришла Мудрая Сова. Она приготовила для вас необычный урок, на котором мы отправимся в путешествие в мир чисел.

– А как вы думаете, как появились числа?

Древним людям нужно было многое считать: пойманных рыб, сколько овец в стаде, каков приплод у скотины. Первобытные сначала знали только «один», «два» и «много». Счет изначально был напрямую связан с количеством предметов объектов.

В глубокой древности примитивные числовые записи делались в виде зарубок на палке, узлов на веревке, выложенных в ряд камешков. Но для чтения таких числовых записей названия чисел непосредственно не использовались. Считать человек начал задолго до того, как он научился писать, поэтому не сохранилось никаких письменных документов, свидетельствовавших о тех словах, которыми в древности обозначали числа. Первые числа появились сначала в Египте и Междуречье около 3000 лет до нашей эры. Числа бывают египетские, вавилонские, греческие, римские, арабские, древнееврейские и т.д. В современном мире используются в основном арабские и немного (чаще в датах) римские цифры. (Слайды 4–7)

– А девизом нашего путешествия будет высказывание Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным». (слайд 1)

– Как вы понимаете эти слова?

– За правильные ответы вы будете получать портрет Мудрой Совы. (Приложение 2)

II. Устный счет

– Первое задание от мудрой Совы. Разбейте числа 765, 32, 8, 1000 на четыре группы и впишите их в пирамиду. (Слайды 2–3)

– Чем отличаются числа друг от друга?

– Из каких разрядов они состоят? Назовите сколько в каждом разряде единиц.

– Обратите внимание на число 765. Какое оно? Из каких цифр его составили? А какие еще трехзначные числа можно составить, используя эти же цифры? Составьте и запишите (657, 675, 567, 757, 576).

– Назовите число, которое состоит из 6 сот. 7 дес. и 5 ед., 5 сот. 7 дес. 6 ед.

– Какое из этих чисел больше? Как узнать?

III. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы научимся сравнивать трехзначные числа и узнаем много интересного о ученых-математиках, которые нам сегодня будут помогать. (Слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Мы с вами умеем сравнивать не только числа, но и выражения, длины, площади. И у каждого вида сравнений есть свой секрет. Есть секрет сравнения трехзначных чисел. А раскроет нам этот секрет великий математик – Евклид.

Евкли́д или Эвкли́д (др.-греч. Εὐκλείδης, ок. 300 г. до н. э.) — древнегреческий математик. Мировую известность приобрёл благодаря сочинению по основам математики «Начала».(Слайд 9-11)

– Перед вами два числа (на доске 500, 489)

– Как их сравнивать? На какой разряд будем смотреть в первую очередь? (на сотни)

– Сколько в числе 500 сотен? (5 сотен)

– В числе 489? (4 сотни)

– Какое число больше? Поставьте знак.

– Сравните эти два числа: 431 и 413.

– Что скажете о числе сотен? (одинаковое)

– Как поступим? На какой разряд обратим внимание? (На десятки)

– Сколько десятков в первом числе? (3)

– Во втором? (1). Какой вывод сделаем?

– Сравните эти два числа: 654 и 655

– Какие цифры в числе одинаковые? (Одинаковы цифры, которые обозначают сотни и десятки).

– Как будем сравнивать? (по числу единиц)

– Сравните. Запишите.

– Следующее задание от Лобачевского Н.И. (слайд 12-15)

Никола́й Ива́нович Лобаче́вский – русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем, деятель университетского образования и народного просвещения. В течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. Лобачевский пережил эпидемию холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.

– Работа в парах. Каждой паре дается два числа, учащиеся сравнивают, и друг другу объясняют, как сравнивали (126 и 106, 388 и 380, 405 и 504, 341 и 342)

V. Физкультминутка на внимание

– Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

  1. Опустите руки вниз.
  2. Поднимите руки вверх. 2 р.
  3. Голову поднимите.
  4. Голову опустите. 2 р.
  5. Поворот туловища вправо.
  6. то же влево. 2 р.
  7. Закройте глаза (откройте) 2 р.
  8. Посмотрите вдаль.
  9. Привстаньте.
  10. Присядьте.
  11. Опустите правую (левую) руку.
  12. Опустите левую (правую) ногу.

VI. Закрепление изученного

– Проверить, как вы поняли новую тему, у вас решил великий Древнегреческий ученый – Пифагор.

Пифагор Самосский (570–490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей.(Слайды 16-18)

– Пифагор просит выполнить задание №2 на стр.44 с комментированием у доски (более сильные учащиеся выполняют эту работу самостоятельно с последующей самопроверкой – слайд 19).

– Следующие задания для самостоятельной работы (стр.44, №3, карточка) для вас приготовил Исаак Ньютон.

Исаа́к Ньюто́н – английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал теорию цвета и многие другие математические и физические теории. (Слайды 20-24)

(Две пары учащихся выполняют задание на стр. 44, №3, две пары (сильные учащиеся) – решают задачу на карточке с последующей взаимопроверкой).

Карточка.

Периметр одного участка земли 128 см, а периметр другого 108 см. Периметр какого участка земли больше и на сколько?

VII. Итог урока

– Чему сегодня научились на уроке?

– Какие ученые-математики помогали нам проводить урок?

– А сейчас давайте подсчитаем портреты Мудрой Совы. У кого сколько получилось? (выставление оценок)

VIII. Домашнее задание

– Еще одно задание Мудрой совы вы выполните дома.

Учебник стр. 44, № 5, 6. (Слайд 25)

Список литературы:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2 – М.: Просвещение, 2004.
  2. О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.