ИКТ на уроке и во внеклассной работе как фактор повышения качества обучения биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели: расширить знания учащихся по биологии, в частности об особенностях строения и процессах жизнедеятельности птиц; воспитывать любознательность, умение наблюдать и делать выводы; заинтересовать учащихся биологической наукой и углубить интерес к ней; в занимательной форме проверить запас биологических знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблички для ответов, аудиозапись "Голоса птиц".

Ход мероприятия

Птицы - особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный, мир одинаково необходимый и человечеству, и дикой природе. Они повсюду - нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Они первыми из живых существ посетили полюса. Некоторые так привыкли к человеку, что избегают жить вне его поселений, другие не переносят даже случайного взгляда в свою сторону и при самом добром отношении покидают те места, куда приходят люди. Одни легко переносят многодневную жару и абсолютное безводье, другие без всякого для себя вреда могут существовать чуть ли при стоградусном морозе. Некоторые пользуются крыльями лишь при крайней необходимости, а некоторые ими не пользуются вовсе. А есть такие, кому земная твердь нужна лишь те несколько недель, которые требуются для того, чтобы дать жизнь новому поколению.

В настоящее время известно около 8600 видов птиц.

Нас восхищают не только совершенный полет птиц. Их яркая окраска, чарующее пение, но и множество особенностей поведения, не встречающихся у других животных.

I тур

1) Удивительное из жизни птиц

Изображения: колибри, африканский страус, дрофа, курица. Через 10 с. необходимо дать ответ на вопрос.

  1. Из всех птиц на ее долю выпало больше всего насмешек. Ее обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы давно обозначает низкое деление на шкале, измеряющей человеческий интеллект. Назовите эту птицу (курица)
  2. Самая большая птица в мире (африканский страус).
  3. Эта птица опыляет растения, она самая маленькая (колибри).
  4. Самая тяжелая и крупная степная птица, занесенная в Красную книгу. (дрофа).

2) Голоса птиц

Изображения: снегирь, соловей, аист, серая ворона, филин.

  1. У этой певчей птицы поют самцы и самки. Назовите птицу (снегирь).
  2. Какая птица поет ночью (соловей).
  3. Эта птица не имеет голоса, что эта за птица (аист).
  4. Птица, своей песней раньше всех извещающая о приходе весны (серая ворона)
  5. Птица издает звуки, похожие на рев быка. Назовите ее (выпь).
  6. Какая птица издает звуки, похожие на смех человека (филин0.

3) Поведение птиц

Изображения: сова, сорокопут, щур, дрозд.

  1. Эту птицу называют "пернатой кошкой". О какой птице идет речь? (сова)
  2. Эта птица не вьет гнезда и не выхаживает птенцов. Назовите ее (кукушка).
  3. Какая птица выстилает гнездо рыбьими костями и выкармливает птенцов рыбой (зимородок).
  4. Какая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну водоема (оляпка).
  5. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
  6. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз, и вверх головой? (поползень)

4) Питание птиц

Изображения: сова, сорокопут, щур, дрозд.

  1. Эту птицу называют "пернатой кошкой". О какой птице идет речь? (сова)
  2. Какая птица делает запасы, накапливая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
  3. Какая птица способствует расселению в лесу рябины, черемухи, крушины и других ягодных деревьев и кустарников? (дрозд)
  4. Какая птица, не в пример другим, может питаться жалящими насекомыми осами, пчелами, шмелями (щур).

5) Памятники птицам

Изображения: петух, голубь, воробей, чайка.

  1. На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в список экипажа лодки. Это произошло в 1942 г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее. (голубь)
  2. В осажденном городе люди умирали от голода. Когда на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия, и снял осаду. Это произошло в Германии в 16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице. Что это за птица? (петух)
  3. В 1850 г. в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножились насекомые. Гусеницы нанесли серьезный вред посевам культурных растений. На помощь пришли птица - она уничтожила насекомых-вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке г.Бостона. Назовите птицу. (воробей)
  4. Этой птице поставлены два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой - в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Назовите птицу. (чайка)

II тур "Птичья эстафета"

Первая команда дает название птицы, причем название птицы которое дает вторая команда должно начинаться с буквы, которой оканчивается предыдущее название. (например: сова - аист - тукан и т.д.).

Выигрывает команда, которая последняя дает название птицы.

III тур

"Орнитологический аукцион"

Ведущий называет птицу. Играющие по очереди сообщают информацию о ней. Выигрывает та команда, которая последней сообщила какие-либо сведения о птице.

Изображения: сова, лебедь, пингвин.

IV тур

"Узнай птицу по описанию"

Перечисляются характерные признаки птиц, игроки должны по ним узнать и назвать птицу.

  1. После полета эта птица отдыхает, стоя на одной ноге. (цапля)
  2. Эта птица является самой оперенной. Имеет 25000 перьев. (лебедь)
  3. Эта птица не летает, но при беге может ускорить скорость до 72 км/ч. (страус)
  4. При полете у этой птицы скорость достигает до 350 км/ч. (сокол-сапсан)
  5. Эта птица может жить 118 лет. (белоголовый сип)

V тур

Кто больше составит за 2 мин. Самостоятельных слов из названия птицы

ЖАВОРОНОК

Участники по очереди называют слова (не повторяя уже названные). Победитель тот, кто последним назовет слово.

Подведение итогов. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Награждение, вручение сертификатов.