Дробные числительные

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: дробные числительные


Цель урока: научить называть дробные числительные, уметь использовать в речи, развивать умения склонять числительные, прививать интерес к русскому языку.

Каждый день и каждый час сказать готово,
сколько вас, и я могу, имей в виду, сказать,
в котором ты ряду.

Ход урока

1. Беседа по вопросам: (можно в это время провести индивидуальную работу по карточкам)

– о какой части речи говорится?
– что вы узнали на предыдущих уроках о числительном?
– на какие две группы делятся числительные? (количественные и порядковые)
– чем отличаются простые и составные числительные? (из одного слова и из двух и более)

2. Открываем тетради, записываем число.

– какое числительное нам встретилось?
– какая орфограмма?

Словарная работа: называю пример, записывают только ответ:

– сумма чисел пяти и десяти – пятнадцать, поставить в Р.п. – пятнадцати
– произведение девяти и десяти – девяносто, Р.п. – девяноста
– разность чисел ста и тридцати – семьдесят в Д.п. – к семидесяти
– сумма чисел двухсот и трёхсот – пятьсот в Т.п. – пятьюстами
– сумма чисел тридцати и восьми – тридцать восемь в П.п. – о тридцати восьми
– к ста прибавить сто – двести в Т.п. – с двумястами

Напоминаю, что числительные от 5 до 30 склоняются как сущ. 3 склонения, а при склонении сложного числительного склоняются обе части.

– Составьте с ними предложение.

Синтаксический разбор: Занятия кружка закончились в восемнадцать часов.

3. Знакомство с новым материалом по сказке.

Записать тему и объявить цель урока: научиться записывать дробные числительные.

В дружной семье лесных гномов поселилась красавица Белоснежка. И однажды гуляя по лесу, она нашла румяное, сочное яблоко. И решила им угостить семерых братьев, т.к. очень любила их.

– что надо сделать, чтобы всех угостить и никого не обидеть?
– как разделить?
– сколько от яблока достанется каждому гному?

Читаем правило учебника.

– из скольких частей состоят дробные числительные?
– как склоняются дробные числительные?

Выполняем упражнение по учебнику тренировочное (по усмотрению учителя).

Дидактическая игра по карточкам: показываю пример с дробными числительными – записывают у доски и в тетрадях (взять из учебника по математике).

4. Это надо знать – дробные числительные могут пригодиться в жизни.

В юридической практике при разделе имущества пишутся дробные доли: сестра получает одну восьмую часть имущества, а дети по одной шестнадцатой. Или в расписках требуется указание числа прописью: я, Иванов И.И., приобрёл у Петровой Е.А. одну вторую часть земельного участка.

5. Игровые задачки:

1. У мудреца в 3-х чашах жемчуг. 1-ому сыну подарили половину жемчуга, среднему сыну – одну треть второй чаши, 3-ему сыну – одну четвертую третьей чаши. Старшей дочери – 4 жемчужины из 1-ой чаши. Средней дочери – 6 жемчужин из 2-ой чаши. Младшей – две жемчужины из 3-ей чаши. В 1-ой чаше осталось 38 жемчужин, во 2-ой – 12 жемчужин, в 3-ей – 10 жемчужин. Сколько жемчужин было в каждой чаше? (Если в 1-ой чаше осталось 38 жемчужин, а подарено 4, то 42 жемчужины составляют половину того, что было – 84. Во 2-ой чаше осталось 12 жемчужин, подарено 6, значит, 18 жемчужин составляют 2/3 от целого, т.е. 27 жемчужин. В 3-ей чаше осталось 19 жемчужин, 2 подарили, выходит 21 – это 3/4 содержимого чаши. Значит, всего 28 штук.)

2. Назовите дробные числительные: поставили термометр. Оказалось 39 и 7 градусов. (7/10)

6. Обобщение.

– что вы узнали о дробных числительных? (обозначают не целые числа, а определённые доли или части)
– назовите состав дробных числительных (количественные – числитель, порядковые – знаменатель).

Д/З. Просклонять 0,33; 20,7 и упражнение по учебнику (по усмотрению учителя).