Урок математики в 1-м классе по теме "Прибавление числа 3"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.

Задачи

Обучающие:
1. Сформировать умения прибавлять число 3 с переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.

Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
2. Развивать интерес к предмету.

Воспитывающие:
1.Формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.

Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.

– Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.

Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.

2. Устный счет. Задание первого лучика. (Работа в парах.)

– Без математической разминки нам не обойтись.
– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.)
– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)
– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа.)
– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа.)

Форма работы “Ручеек”.

Задание: у каждого ребенка карточка с примерами, фишки, которые они будут давать друг другу за правильные ответы – зеленые фишки, если ответы неправильные – красные фишки.

– Не забывайте о наших правилах.

Д. Выслушиваем партнера до конца, фразы, не торопим друг друга.

– У кого все зеленые фишки? (Поднимите руки.) Молодцы.

Знают взрослые и дети-
Без умения считать
Плохо жить на свете.

3. Подготовительный этап. Задание второго лучика. (Решите задачи в стихах.)

– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.

1). В класс вошла Марина
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?

Д. Трое ребят.

У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)

2). На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

Д. Петухов стало 3?

У. Как получили 3? (1+2=3)

3). Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?

У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?

Д. 3 гриба в корзине.

У. Как получили 3 ? (2+1=3)

Посмотрите внимательно на ответы этих задач?
Что можно сказать про ответы этих задач (3)
На какое действия эти задачи.? (+)
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)

4. Работа над новым материалом. Задание третьего лучика.

– А еще число 3 дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается. (“Три поросенка”, “Три медведя”, “Три богатыря”.)

– Как можно к числам прибавлять число 3?

3 – это 1 и 1 и 1
3 – это 1 и 2
3 – это 2 и 1

– Ребята, число3, как и число 2, можно прибавлять по частям.

– Рассмотрим на примерах.

Ребята, можно, конечно 3 прибавлять по частям: 1, 1, 1.

Однако быстрее прибавлять поможет таблица сложения. Ведь 3 – это 2 + 1, или 1 + 2. Поэтому к данному числу можно прибавить сначала 2, а к результату еще 1, или сначала 1, а потом 2.

2). 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!

Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.

Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)

5. Мультимедийная презентация. Задание четвертого лучика.

1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере?
5. Работа по учебнику.
Задание пятого лучика.

С. 40, з. 2, 3 – устно.

– Какими способами можно прибавить 3 к числу ? (С помощью линейки, фишек, по частям.)

8 + 3 = 11

6. Работа в тетрадях. Задание шестого лучика.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.

С. 41, пр. 5.

– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два– двенадцать.

– Сложим числа 7 и 3. Три это 2и1.

Значит, 7 + 3 равно 10 ..

7. Физкультминутка.

8. Решение задач. Задание седьмого лучика.

С. 41, з.8, 9.

Задача 8 (1)

– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– Какой вопрос придумали к задаче?

Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?

– О ком говорится в задаче?
– Сколько пуговиц пришила бабушка?
– Сколько пуговиц пришила внучка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь.

7 +3 = 10 (п.)

Ответ: 10 пуговиц.

Задача 8 (2)

О ком говорится в задаче?
Сколько тарелок вымыла мама?
Сколько тарелок вымыла дочка?
Что надо узнать в задаче?
Каким действием будем решать задачу?
Запишите решение в тетрадь.

8 + 3 = 11(т.)

Ответ: 11 тарелок.

Самостоятельная работа. Задание восьмого лучика.

Вариант 1

3+3
5+3
7+3 8+3
 

Вариант 2

6+3
9+3
1+3
10+3

Т. С.32,пр.7.

6. Итог урока.

– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?
– Как можно прибавить число3?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку на лице. А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.

Д. Мы старались очень слушать и решать,

Наш урок окончен, можно отдыхать?

У. Урок окончен, можно отдыхать!