Виды грамматического разбора. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • повторить и обобщить знания морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора предложения;
  • способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
  • развивать воображение, творческие способности, умение переключать и распределять внимание;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

Ход урока

I. Настрой на работу

На слайде 1 презентации пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла русскую народную пословицу. Объясните её смысл. (Учащиеся объясняют смысл пословицы). Тема урока – виды грамматического разбора. Цель нашего урока – систематизировать наши знания и умения и использовать их при выполнении разных видов разбора.

На слайде 2 изображено солнце с шестью лучами.

Учитель: Почему символом нашего урока мы взяли солнце? (всё живое стремится к теплу, солнышку, также и дети, и взрослые тянутся к знаниям, чтобы быть грамотным и применять свои знания в жизни)

Открывается первый луч – появляется устойчивое словосочетание, которое носит переносное значение (фразеологизм) «начинать с азов» (начать с самого простого). Учащиеся объясняют этот фразеологизм. Первый луч предлагает начать работу с самого простого – со словарной работы.

II. Словарная работа

Учитель: Пишем словарь – закончите мою фразу: соберёшь по … – наберёшь кузовок; корень в слове пообедал; стальные кони; … от яблони недалеко падает; назовите одним словом – стол, стул, шкаф, диван, кровать.

Словарь: ягодка, обед, коньки, яблоко, мебель. (Проверка по слайду 3)

  1. Слова какой части речи записаны в словаре? Что такое имя существительное?
  2. Назовите слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.
  3. Какая наука изучает звуки и буквы?
  4. На какие две группы делятся звуки?
  5. Сколько гласных букв и звуков? Какие они бывают?
  6. Сколько согласных букв? Сколько пар по звонкости-глухости?
  7. Какие звуки всегда звонкие, всегда глухие, всегда мягкие, всегда твёрдые?
  8. Назовите лишнее слово из словаря? Почему оно лишнее?
  9. Какие орфограммы встретились в словаре?
  10. Фонетический разбор лишнего слова обед (с комментированием, проверка по слайду 3)

Итог: Какой вид разбора мы повторили сейчас?

III. Орфографическая минутка

На слайде 4 – фразеологизм «поймать двух зайцев» (пытаться сразу выполнить два разных дела). Учащиеся объясняют смысл словосочетания.

Учитель: В орфографической минутке нужно будет записать словосочетания, выделяя все орфограммы.

  1. Что такое словосочетание?
  2. Какие виды словосочетаний знаете? Расскажите об именных словосочетаниях.
  3. Что такое прилагательное? Как изменяются прилагательные? С какой частью речи они связаны? Что можно сказать о прилагательных в форме множественного числа?
  4. Записать словосочетания, выделяя главное и зависимое слово, определяя род и падеж прилагательных: без жёлтого карандаша, к высокой берёзе, в сладких яблоках, с горячим молоком (самопроверка по слайду 5)
  5. Подберите антоним к слову высокий, сладкий, синоним к слову горячий.
  6. Морфологический разбор прилагательного по вариантам: 1 вариант – к высокой (берёзе), 2 вариант – без жёлтого карандаша (самостоятельно, взаимопроверка по слайду 6)
  7. Устно составьте предложения со своим словосочетанием.

Итог: Какой вид разбора при работе с прилагательным мы вспомнили?

IV. Зарядка

слайд 7 предлагает следующий фразеологизм «вдохнуть жизнь» (оживить). Учащиеся, объяснив смысл фразеологизма, выполняют зарядку под музыку.

V. Состав слова

Учитель: Назовите части слова (морфемы). Какая часть слова является самой главной и в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов? Что такое приставка? Какая часть слова пишется после корня и служит для образования новых слов? Что такое окончание? Основа?

На слайде 8«сбить с толку» (запутать)

Учитель: Я попытаюсь вас сейчас запутать. Из данных морфем нужно собрать слова и разобрать их по составу: 1 вариант – город-, по-, -а, -ск-, -к-, -ой, -сад- ;

2 вариант – сказ-, -н-, -а, -ый, -вод-, -к-, под (к доске выходит 1 ученик, пишет составленное слово, 2 ученик разбирает по составу, остальные учащиеся проверяют) Подберите по одному однокоренному слову (устная работа)

Итог: Что повторили на данном этапе?

VI. Работа с текстом

Слайд 9 – «пожелать попутного ветра» (пожелать удачи).

Учитель: Я хочу пожелать вам удачи при работе с текстом.

  1. Что такое текст?
  2. Какие бывают тексты?
  3. Какой текст представлен вам?
  4. Слова какой части речи выделены?
  5. Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
  6. В каком времени стоит глагол в первом предложении? (в настоящем)
  7. Задание: списать текст, заменяя время выделенных глаголов (поставить в настоящее время), вставляя пропущенные буквы (взаимопроверка по слайду 10) Какие орфограммы встретились в тексте?
  8. Из скольких частей состоит обычно текст? Сколько частей в нашем тексте?
  9. Закончить текст одним предложением, в котором бы вы выразили своё отношение к увиденному.
  10. Что такое предложение?
  11. Какие виды предложений бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по количеству грамматических основ?
  12. Что такое грамматическая основа? Какие второстепенные члены предложения знаете?
  13. Над каким видом разбора мы ещё с вами не работали? Синтаксический разбор последнего предложения: Мы с интересом наблюдали за жизнью лесных жителей. (С комментированием, проверка по слайду 11)

В лесу.
Мы идём (в)лес. (В)л_су х_р_шо, шумно и вес_ло.
Куковала куку_ка. Св_стела ив_лга. Ок_л_ к_рней л_жал у_. (Под)н_гами прыгали з_лёные л_гу_ки. (В)лапах с_сны м_лькал пуш_стый хвост белки.

VII. Итог

Учитель: Над какими видами разбора мы сегодня поработали? Для чего нужны эти виды разбора? (для развития мышления, языкового чутья, для проявления интереса к этому предмету, для понимания языка)

VIII. Домашнее задание

Слайд 12 – «на блюдечке с голубой каёмочкой» (получить желаемое без особых усилий)

Учитель: Без особых усилий можно получить желаемое только в сказках, а в жизни нужно потрудиться. Домашнее задание – упр. 588 и подобрать 2 пословицы о здоровье. Почему о здоровье? (чтобы быть грамотным, нужно быть здоровым) И наше солнышко посылает вам свои лучи тепла, добра, здоровья, света и удачи (слайд 13)