Относительные и абсолютные ссылки. 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных, относительных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.

Задачи урока:

Обучающая: научить учащихся работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений;

Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: усвоение нового материала

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)

Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.

Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 - 3).

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:

1. ячейка;

2. строка;

3. столбец;

4. формула.

2. В электронной таблице буквами A, B, : обозначаются:

1. строки;

2. столбцы;

3. ячейки;

4. нет таких обозначений.

3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения:

1. строки;

2. столбца;

3. ячейки;

4. нет таких обозначений.

4. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1. лист;

2. текст;

3. число;

4. формула.

5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию?

1. ошибка;

2. текст;

3. формула;

4. число.

6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице:

1.10;

2. 4;

3.15;

4. 20.

Для расчетов мы применяли формулы и определили, что формула - это :

Ученики. Последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.

Учитель. Предлагаю решить следующую задачу (Приложение 1):

Дан первый член арифметической прогрессии, который равен 2, разность арифметической прогрессии равна 5. Вычислите первые десять членов арифметической прогрессии.

Введем формулу в ячейку С11 и скопируем, чтобы вывести 10 первых членов. Получаем, что второй и все последующие члены арифметической прогрессии равны 7.Ошибка!

Учитель. Выясним, где же мы допустили ошибку.

Выводим в режиме формул (Сервис - Параметры:). Просмотрим формулы, видим, что при копировании у нас меняются ссылки ячеек.

Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании.

Как же это сделать? Чтобы решить данную задачу необходимы специальные ссылки.

3. Изучение новой темы.

Учитель. Тема урока: "Относительные и абсолютные ссылки"

Цель нашего урока познакомится с данными ссылками, и научиться применять при решении задач.

В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка.

Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.

При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть (Слайд 5).

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $.

Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. (Слайд 6). Учитель.

Вернемся к нашей задаче.

Учитель. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копирование смешанных ссылок как будут меняться формулы? (Слайды 7 - 8)

4. Закрепление материала

Первичное закрепление (Приложение 2)

На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.

1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?

Ответ: =В2+С2 и =D1+E1

2. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?

Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1

3. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?

Ответ =$А1+С1, =$А2+В2

4. При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2?

Ответ =А1+$С1

Вторичное закрепление. Практическая работа на компьютере (Приложение 3)

5. Рефлексия

Учитель. Сегодня мы познакомились с относительными и абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.

В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?

6. Домашнее задание (Приложение 4)