Обучение пересказу с ИКТ для детей со сложной структурой дефекта. 6-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: учить пересказу.

Задачи.

Образовательные.

1. Учить пересказу, используя иллюстрации и план.

2. Формировать навык сознательного чтения: учить отвечать на вопросы по прочитанному.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие.

1. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

2. Развитие и формирование фонематического слуха.

Воспитательные.

1. Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.

2. Формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, действиям героев, учить обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.

Оборудование.

1. Наглядность.

2. ТСО.

3. Карточки для фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

1. Минута вхождения в урок. (1 мин.)

Уточняется, какое сегодня число, месяц, день недели, год, время года, погода.

- Ребята, расскажите как вы помогаете родителям. А чем помогал по дому мальчик Дима из рассказа “Вкусный пирог”?

2. Целеполагание и сообщение темы урока. (1 мин.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать рассказ по П.Тихонову. “Вкусный пирог”. (Презентация, слайд 1 с названием рассказа, которое прочитывается индивидуально сильным учеником и хором.) используя иллюстрации и план. А также будем отвечать на поставленные вопросы и делать выводы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение теста. (3 мин.)

Дети индивидуально отвечают на вопросы теста, созданного в программе Microsoft Office Excel. (Приложение 1)

1. Что отец и сын делали с сорной травой на огороде?

  • Выдергивали.
  • Собирали.

2. Что Дима и папа делали с ягодными кустами в саду?

  • Белили.
  • К колышкам подвязывали.

2. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)

У всех зеркала и салфетки.

(Демонстрируются картинки-слайды с изображением нужных упражнений, Презентация, слайды 2-11)

3. Речевая зарядка (3 мин.)

Игра на развитие внимания и механической памяти.

Учитель говорит ряд слов (используются слова из текста рассказа), а дети по цепочке их повторяют (количество слов постепенно увеличивается). Выигрывает тот, кто безошибочно повторит наибольшее количество слов в заданной последовательности.

Утро, Дима, пирог, огород, морковь, трава.

Сад, кусты, деревья, извёстка, пирог, аппетит.

III. Подготовка к пересказу. (11 мин.)

1. Словарная работа. (1 мин.)

- Ребята, уточните, что такое извёстка? (Раствор, которым белят деревья, чтобы обезвредить дерево от вредных насекомых) (Презентация, слайд 13)

2. Составление плана рассказа по П.Тихонову “Вкусный пирог(10 мин.)

- Попробуем озаглавить части рассказа. (Рассказ делился на части на прошлом уроке)

Дети читают целыми словами текст по частям. (Дети, обучающиеся по индивидуальной программе, читают адаптированный текст)

Вкус-ный пи-рог.

Ба-буш-ка да-ла Ди-ме пи-рог.

- Не-вкус-ный! Не бу-ду е-го есть!

Па-па ска-зал:

- Мы сде-ла-ем е-го вкус-ным! И-дём в о-го-род тра-ву по-лоть!

По-том о-ни по-шли в сад кус-ты под-вя-зы-вать и де-ревь-я бе-лить.

Пос-ле ра-бо-ты пи-рог стал о-чень вкус-ный!

- Предлагаю выбрать название первой части. Перечитывается каждая часть, а затем озаглавливается. (Презентация, слайд 14. Дается два названия, из которых дети выбирают нужное. 1. Невкусный пирог. 2. Завтрак.) Аналогично выбирается название к следующим частям (2 часть – 1. Огород. 2. Работа на огороде. Слайд 15; 3 часть – 1. Работа в саду. 2. Сад. Слайд 16; 4 часть – 1. Отличный аппетит. 2. Пирог стал вкусным. Слайд 17)

IV. Зрительная гимнастика. (1 мин.)

  1. Закройте глаза и помассируйте глаза пальцами по кругу (Выполнять не менее 10 раз).
  2. Вытяните правую руку вперед и зафиксируйте взгляд на указательном пальце. Поочередно то приближайте палец к кончику носа, то удаляйте на расстояние вытянутой руки. (Выполнять не менее 10 раз).
  3. Крепко зажмуривайте и открывайте глаза (Выполнять не менее 10 раз).
  4. Поморгайте глазами (Выполнять не менее 10 раз).

3. Пересказ. (15 мин.)

а) Чтение и пересказ первой части. (4 мин.)

Здесь и далее показ слайдов-опор. (Презентация, слайд 19-20)

б) Чтение и пересказ второй части. (4 мин.)

(Презентация, слайд 21-22)

в) Чтение и пересказ третьей части. (4 мин.)

(Презентация, слайд 23-24)

г) Чтение и пересказ четвертой части. (3 мин.)

(Презентация, слайд 25-26)

V. Физкультминутка “Умелые руки”. (1 мин.)

Наши руки умелые такие (вытянуть вперед руки, ладони вверх-вниз)

Наши руки – руки – золотые.
Они умеют вышивать, (имитировать движения)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. (Погрозить пальцем)
Вот они, какие – руки золотые. (Вытянуть вперед руки, ладони вверх-вниз)

Дети, обучающиеся по индивидуальной программе, работают по карточкам:

1. Допиши буквы (даются буквы с недописанными элементами) и прочти слова, сделай звукобуквенный разбор этих слов. (Есть, увёл)

2. Расшифруй слова. (Приложение 2). (Дима, пирог, земля)

3. Соотнеси слова с картинками. (Приложение 3). (Пирог, грядка, куст).

VI. Обобщение, подведение итогов (1 мин.)

- Почему к концу рассказа пирог стал вкусный? Что нужно делать для того, чтобы аппетит всегда был хорошим? (Презентация, слайд 27-28)

Ответы детей оцениваются.

VII. Домашнее задание. (1 мин.)

Пересказ. (Презентация, слайд 29)

- Как удобнее пересказывать? Что для этого нужно сделать вначале?