Программа опытно-экспериментальной направленности по естествознанию "Как устроен этот мир"

Разделы: Начальная школа


“Выше всех умозрительных знаний и искусств, стоит умение
производить опыты, и эта наука есть царица наук”.
Роджер Бэкон (около 1214-1292 гг.)
английский философ и естествоиспытатель

Пояснительная записка

Проблема развития детской познавательной активности, творчества, одарённости существовала всегда. Так хочется, чтобы дети, особенно в начальной школе, не перегорели желанием познавать мир посредством уроков и посещения школы.

Для этого уроки и занятия по дополнительному образованию должны быть яркими, запоминающимися. Серия занятий по естествознанию с элементами физики, химии и биологии, поможет любознательным “почемучкам” по-новому взглянуть на привычные окружающие предметы и явления.

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит неисчислимое множество химических реакций, физических взаимодействий, биологических изменений.

Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железа, свёртывание крови, сгорание автомобильного топлива, образование и таяние льда, эволюцию котёнка.

Однако подавляющее большинство процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира.

Природа порой непредсказуема, удивляет нас своими фокусами и спецэффектами. Наука упорно пытается разгадать секреты природы и по - возможности предугадать последующее её поведение. Для этого учёные в лабораториях моделируют различные ситуации, задают оптимальные условия. А затем поочерёдно варьируют параметры, фиксируя малейшие изменения. По полученным результатам делают выводы и прогнозы. Наблюдения – теория – эксперимент. Такова познавательная спираль современной науки.

Не всегда прогнозы совпадают с реальностью, а теория с практикой.

Исторический факт, что первую последовательную теорию эволюции живых организмов разработал французский учёный Жан Батист Ламарк в 1809 г., в которой предполагалось, что приобретённые признаки предаются потомству. Но немецкий биолог Август Вейсман ХIX в. поставил известный эксперимент на протяжении 22 поколений отрезал хвосты подопытным мышам. И доказал, что новорождённые мышата имеют длинные хвосты, как и их предки.

Важнейшие физические открытия не только продвигали вперёд науку, переворачивали мировоззрение людей, они не раз меняли судьбы мира.

Николай Коперник – “ остановивший Солнце, сдвинувший Землю” в 1515 г. и Альберт Эйнштейн своей теорией относительности в 1916 г. сформировали облик современного человечества.

Поэтому науке свойственна беглость, гибкость мысли, оригинальность, креативность, фантастичность и главное – точность.

Курс по естествознанию – это развивающая система знаний о законах природы, которая оказывает существенное воздействие на формирование мировоззрения учащихся.

Именно благодаря экспериментально-исследовательской деятельности формируются наиболее общие методы научного познания окружающей действительности, которые успешно применяются в других науках и прикладных сферах человеческой деятельности.

Широкое использование эксперимента на занятиях по естествознанию формирует у учащихся умение работать с разнообразными несложными техническими устройствами, в том числе бытовыми, и измерительными приборами, что позволит им легче адаптироваться к особенностям обучения в средней и старшей школах.

Цели и задачи образовательной программы

У настоящей образовательной программы в качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:

  • ознакомление учащихся с методами научного познания картины мира и умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;
  • формирование научного мышления и мировоззрения учащихся, понимая возможности научного познания природы;
  • развитие у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление и др.;
  • развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы;
  • формирование и поддержание познавательного интереса к естествознанию, раскрытие роли науки в современной цивилизации.

Задачи программы.

Обучающие:

  • знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
  • овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
  • расширение биофизических и биохимических знаний о природе на основе экспериментально-исследовательского изучения явлений окружающего мира;
  • осуществление практического изучения окружающего мира.

Развивающие:

  • развитие способности учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
  • поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • создание необходимых условий для развития творческой познавательной активности каждого обучающегося;
  • развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание у детей умения чувствовать гармонию окружающего мира, необходимость и уникальность каждого из его объектов;
  • воспитание чувства коллективизма и толерантности в общении друг с другом.

Программа состоит из трёх блоков, отвечающих каждому году знаний. Блоки содержат несколько разделов. Каждый раздел включает теоретические и опытно-экспериментальные занятия, приведена тематика занятий и список рекомендуемой литературы. (Приложение 1)

Особенности образовательной программы

Все разделы настоящей программы предполагают ознакомление детей с наблюдаемыми природными явлениями.

При этом планируется приобретение значительного объёма знаний о физических, биологических и химических понятиях и законах, формирование умений применять полученные знания при выполнении теоретических и экспериментальных заданий, в том числе в новых для учащихся ситуациях, а так же создаются благоприятные возможности для реализации меж предметных связей между естественно – научными предметами.

Данная программа рассчитана на 3 года занятий, возраст обучающихся: 8–11 лет.

Материал данных разделов программы должен обеспечить на доступном для учащихся уровне:

  • овладение системой понятий и законов физики, химии и биологии, формирование представлений о границах применимости рассматриваемых моделей и теорий, о широких возможностях использования законов природы в технике и технологии;
  • обучение методам наблюдения и экспериментального исследования природных явлений, формирование умений измерять изучаемые величины, обрабатывать результаты эксперимента и формулировать выводы;
  • формирование умений применять научные знания для объяснения наблюдаемых природных явлений;
  • развитие познавательного интереса к естественно-научным предметам, творческих способностей учащихся.

Предполагается развитие умений как экспериментального, так и теоретического характера.

Особое внимание должно уделяться самостоятельным экспериментальным исследованиям.

Эксперимент должен выполнять функцию средства наглядности, служить одним из методов познания, он должен приобрести характер самостоятельных исследований учащихся.

Ожидаемые результаты

После 1-го года обучения воспитанники будут:

Раздел “Введение в естествознание”

- воспринимать окружающий мир как единую целостную систему;

- понимать, что в основе изучения явлений природы лежат не только наблюдения, а опыты и эксперименты;

- знакомы с основными методами исследования природных явлений;

- знать название лабораторного оборудования и его применение;

- уметь пользоваться термометром при измерении температуры разных тел;

- знакомы с первоначальными сведениями о строении вещества;

- уметь объяснить явления диффузии и испарения.

Раздел “Свойства воды”

- воспринимать воду как уникальное физическое вещество, способное менять агрегатное состояние;

- знать о поверхностном натяжении не только воды, но и других жидкостей;

- знакомы с условиями плавания тел;

- уметь изготавливать поилку для птиц;

- знакомы с различными способами растворения веществ в воде: растворы, смеси, взвеси;

- знакомы с понятиями плотность и концентрация вещества.

Раздел “ Ткани”

- иметь навыки определять по особым признакам состав волокон ткани: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые и синтетические;

- знакомы с явлениями капиллярности и смачиваемости тканей;

- знать о прямой зависимости свойств ткани от состава её волокон;

- владеть способом создания непромокаемых тканей;

- иметь представление о тепловой изоляции благодаря особым свойствам тканей.

Раздел “ Бумага”

- знакомы со свойствами бумаги и способами её обработки;

- знакомы с явлениями капиллярности и смачиваемости бумаги;

- знакомы с различными видами бумаги, их составами и назначениями;

- иметь представление о том, что цвет влияет на способность бумаги поглощать или отражать тепло;

- владеть методом изготовления декоративной бумаги в домашних условиях.

Раздел “ Свет”

- знакомы со свойствами света прямолинейно распространяться, отражаться от поверхностей, преломляться в различных средах по-разному;

- владеть одним из способов получения радуги в лабораторных условиях;

- знать, что между светом, цветом и теплом существует определённая зависимость;

- иметь навыки наложения цветов друг на друга для создания более разнообразной цветовой гаммы.

Раздел “ Зеркала”

- знать способ изготовления мягкого зеркала, способного быть выпуклым и вогнутым;

- иметь навыки получать заданные искривлённые зеркальные изображения;

- знать о зависимости числа изображений от угла между зеркалами;

- знакомы с симметрией зеркальных отражений;

- иметь навыки зеркального письма.

Раздел “ Зрение”

- воспринимать глаз как сложный оптический прибор человеческого организма, отвечающий за зрительное восприятие окружающего мира;

- иметь представление о строении человеческого глаза;

- знакомы с особенностями головного мозга по обработке зрительной информации;

- знать устройство и принцип действия стробоскопа;

- иметь представление об особенностях стереоизображения и его восприятии человеческими глазами;

- иметь навыки изготовления стереоочков с использованием цветных светофильтров. (Приложение 2)

После 2-го года обучения воспитанники будут:

Раздел “ Юный химик”

  • понимать, что

- химия является наукой по изучению свойств и превращений веществ;

- наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;

- опыты и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов;

  • уметь

- формулировать цель проведения эксперимента;

- формулировать вывод, полученный в результате работы;

- оформлять работу поэтапно с использованием схем, таблиц, рисунков;

  • иметь навыки

- работы с оборудованием: мензурками, пипетками, шпателями, пробирками;

- работы с сыпучими реактивами и веществами;

- готовить водные растворы веществ;

  • знакомы

- с явлением экстракции;

- с понятием “кислотность среды – рН”;

- с различными видами индикаторов и их особенностью менять цвет в кислотных и щелочных средах;

  • знать

- основные свойства воды, её способность растворять вещества;

- основные свойства соды, её способность обнаруживать кислоты;

- основные свойства йода, его реакцию на крахмал;

- об индикаторных свойствах краснокочанной капусты и уметь с её помощью распознавать кислоты и щелочи в бытовой химии;

- о разрушительном действии кислот и щелочей на натуральные и искусственные ткани;

- о разрушительном действии кислот и щелочей на белки;

- о допустимом значении рН природных водоёмов и дождевых осадков;

Раздел “ Юный физик”

  • понимать, что

- физика является наукой по изучению явлений и законов природы;

- наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;

- опыты и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов;

  • уметь

- формулировать цель проведения эксперимента;

- формулировать вывод, полученный в результате работы;

- оформлять работу поэтапно с использованием схем, таблиц, рисунков;

- проводить простейшие измерения;

- снимать показания со шкалы прибора;

  • иметь навыки

- работы с оборудованием: лабораторным штативом, динамометром, секундомером, лабораторным желобом, калькулятором;

- определения цены деления приборов;

- округлять значения физических величин;

- градуирования мензурки и динамометра;

- нахождения объёма тел правильной и неправильной формы;

- определения объёма жидкости в сосуде;

- изготовления математического маятника;

  • знакомы

- с основными силами в природе и их проявлениями;

- со способами увеличения или уменьшения трения между различными поверхностями;

- с явлением деформации, различными её видами;

- с особенностями движения тел по наклонной плоскости;

- с параметрами, влияющими на движение математического маятника.

Раздел “ Юный биолог”

  • понимать, что

- микробиология – наука, позволяющая заглянуть во внутренний мир живых организмов, познакомиться с особенностями их строения;

- наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;

- опыты и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов;

  • уметь

- формулировать цель проведения эксперимента;

- формулировать вывод, полученный в результате работы;

- оформлять работу поэтапно с использованием рисунков;

  • знакомы

- с устройством микроскопа и назначением всех его составляющих частей;

- с правилом нахождения общего увеличения, полученного от окуляра и объектива;

  • иметь навыки

- работы с микроскопом и готовыми препаратами;

- самостоятельного приготовления препаратов;

  • иметь представление

- о внешнем виде: корня растения и его корневого чехлика, эпидермиса листа герани, поперечного среза листа камелии, липы и хвои сосны;

(Приложение 3)

После 3-го года обучения воспитанники будут:

  • уметь

- подготовить карманный компьютер Palm для эксперимента;

- пользоваться карманным компьютером Palm, Измерительным Интерфейсом TriLink и датчиками сбора и первичной обработки экспериментальных данных;

- грамотно использовать датчики: температуры, освещённости, влажности, дыхания, частоты сердечных сокращений, рН-метра в экспериментальной установке;

- формулировать цель и составлять план эксперимента;

- проводить эксперимент;

- обрабатывать экспериментальные данные;

- делать выводы;

- видеть практическую направленность своей деятельности;

- разнообразно представлять результаты своей деятельности.

Раздел “Химическая лаборатория”

  • иметь представление

- о различных видах химических реакций, в результате которых могут образовываться осадки, выделяться газ, меняться цвет веществ;

- о причинах появления и исчезновения окраски во время прохождения реакций;

  • знакомы

- с порядком смешивания веществ при проведении опытов;

- с различными способами определения кислотности веществ;

- с правилом “подобное растворяется в подобном”;

- с реакциями растворения веществ, в результате которых поглощается или выделяется тепло;

  • знать

- что количественное соотношение взаимодействующих веществ влияет на протекание и исход реакции;

- что время взаимодействия веществ и контакт с воздухом также влияют на протекание и исход химических реакций;

- что значение рН зависит от концентрации вещества в растворе;

  • иметь навыки

- по определению рН веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях с помощью датчиков - рН-метров;

- по определению температуры веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях с помощью датчиков температуры;

Раздел “Физическая лаборатория”

  • знакомы

- с понятиями “ температура”, “ тепло”, “ теплоизоляция”;

- с различными способами теплоизоляции в быту, технике и природе;

- с понятием “ физические параметры воздуха”;

- с определениями “освещённость”, “естественное освещение”, “искусственное освещение”, “ мощность лампочки”;

- с понятиями “ влажность воздуха”, “ увлажнители воздуха”;

  • иметь представление

- о том, что скорость изменения температуры при нагревании и охлаждении воды - разная;

- о том, что разные виды бумаги и ткани обладают разными теплоизоляционными свойствами;

- о том, что процесс взаимодействия кислот и щелочей может происходить с охлаждением или нагреванием конечного продукта;

  • иметь навыки

- по определению температуры тел с помощью датчиков температуры;

- по определению влажности воздуха с помощью датчиков влажности;

- по определению значения мощности лампочки по маркировке на лампочке;

- по определению освещённости помещения с помощью датчиков освещённости;

Раздел “Биологическая лаборатория”

  • понимать, что

- любой живой организм - это сложная система, и при даже незначительном сбое работы самого маленького её отдела может повлечь серьёзные нарушения работы всего организма, вплоть до разрушения и гибели;

  • иметь представление

- о значении кислорода в жизни человека;

- о строении лёгких, объёме воздуха, вдыхаемого ими и связи его с ростом человека;

- о содержании кислорода во вдыхаемом человеком воздухе и выдыхаемом им;

- о значении кислорода в жизни рыб;

- о необходимости аэратора в аквариуме для поддержания в нём достаточного содержания кислорода;

- о роли сердца в организме человека;

- об индивидуальности человеческого организма и различной способности к восстановлению после нагрузок;

- о выделительной и терморегуляторной особенностях организма человека;

- о кислотно-щелочном балансе в полости рта;

  • иметь навыки

- по определению объёма воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком с помощью датчика дыхания;

- по определению содержания кислорода в воздухе с помощью датчика содержания кислорода;

- по измерению частоты сердечных сокращений с помощью датчика сердечных сокращений;

- по измерению пульса с помощью датчиков пульса;

- по измерению температуры разных участков тела с помощью датчиков температуры;

- по измерению показателя кислотности с помощью датчиков рН-метра.

(Приложение 4)

Список используемой литературы

1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Учебник для 6 кл. – М.: . Изд. Центр “ Вентана-Граф”. 2004.

2. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия: Учебник для 5-6 кл. - М.: Дрофа. 2007.

3. Ричард Робинсон. Книга увлекательных занятий для мальчиков. - М.: ООО Изд-во РОСМЭН. 2007.

4. Глен Веккионе. Занимательные опыты. - М.: ООО Изд-во Астрель. 2007.

5. М. Ди Специо. Занимательные опыты: свет и звук. – М.: Изд-во АСТ. Астрель 2005.

6. М. Ди Специо. Занимательные опыты: электричество и магнетизм. – М.: Изд-во АСТ Астрель. 2005.

7. Луис Сэгарра Нейра. Большой подарок для мальчиков. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: АСТ. Астрель 2010.

8. Йоахим Геккер. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей. – М.: ООО “Издательство “Эксмо” 2011.

9. Перевод с английского В.Н.Булгаковой. Увлекательные опыты с магнитом. Серия “Лавка чудес”. - М.: ООО “Издательство АСТ”. 2009.

10. Улла Фреск, Клас Фреск. Что умеет наше тело? Научная лаборатория Тома Тита. – М.: “Издательский дом Мещерякова”. 2009.

Презентация