Разработка внеклассного мероприятия "Курение - вреднейшая привычка"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


По числу курящих детей и подростков Россия занимает первое место. К 12 годам пробовали курить около 30% российских детей. В старших классах этот процент значительно возрастает и составляет около 50% мальчиков и 40% девочек. Работу по профилактике зависимостей следует начинать как можно раньше и вести эту работу постоянно. Одно из направлений такой работы является профилактика табакокурения среди учащихся школ, ведь одной из острых социальных проблем была и остаётся проблема детского курения

Для детей и подростков курение особенно вредно. Это негативно отражается на физическом развитии ребёнка, в частности, тормозится рост и значительно снижается прибавление веса. В организме происходит нарушение обмена веществ, особенно углеводного, которое сопровождается уменьшением мышечной массы, повышенной утомляемостью и снижением сопротивляемости организма.

Работу по профилактике зависимостей следует начинать как можно раньше и вести эту работу постоянно. Одно из направлений такой работы является профилактика табакокурения среди учащихся школ, ведь одной из острых социальных проблем была и остаётся проблема детского курения.

Именно поэтому темой своей проектной работы я выбрала разработку сценария внеклассного мероприятия по теме "Курение - вреднейшая привычка "

Сценарий внеклассного мероприятия

Цель: Формирование отрицательного отношения к курению

Задачи:

- раскрыть сущность проблемы, её причины и следствия.

- познакомить учащихся с вредом курения, его отрицательным влиянием на организм человека;

- учить находить правильный выход из различных жизненных ситуаций;

- развивать мышление, речь, память;

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • Презентация на тему "Курение - вреднейшая привычка ",
  • CD-проигрыватель,
  • Муз.сопровождение: "Реквием" Моцарта, "Лунная соната" Бетховена,
  • символический венок,
  • затемнённые шторы,
  • плакаты "Сохраним жизнь!", "Из каких химических веществ состоит сигарета",

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы поговорим о такой вредной привычке, как курение табака.

Демонстрируются Слайд№4, слайд№5

В кабинете погашен верхний свет, закрыты шторы,зажжены свечи. Звучит, постепенно усиливаясь, "Реквием" Моцарта. Входят 3 человека. Все одеты в чёрное. Ребята гасят свечи и выстраиваются перед сценой. Музыка затихает. Включается свет.

1-й ученик. В истории человечества табак прошел такие же этапы, как и алкоголь. Сначала он применялся в религиозных обрядах, затем как псевдолекарство, затем как средство наживы и, наконец, табак стал средством борьбы против человеческой независимости. (слайд№6)

2-й ученик. Почему же человек курит? (слайд №7)

3-й ученик.

- Кто-то курит, т.к. считает что курение успокаивает нервы и спасает от стрессов;

- Кто-то с помощью сигарет стремится сохранить или улучшить фигуру,

- Кто-то уверен, что курение помогает им сосредоточиться:

1-й ученик. Это-МИФЫ! (Слайд№9)

2-й ученик. На самом деле:

Компоненты табака (смолы, никотин , дым и т.п.) не расслабляют, а просто "тормозят" важнейшие участки центральной нервной системы. Зато, привыкнув к сигарете, без нее человек уже расслабляться фактически не может.

Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни .

Стимуляция нервной системы никотином приводит к истощению энергетических возможностей мозга. (Слайд №11)

Тихо звучит "Лунная соната" Бетховена. В классе зажигается свет.

Учитель: Откуда же пришла к человеку эта пагубная привычка? (слайд №12)

Учитель: Во время путешествия Колумба матросы, высадившиеся на Кубу, впервые увидели, как аборигены поджигали скатанные в трубочку листья и глотали дым, выпуская его через ноздри, до тех пор, пока с ними не начинал беседовать "великий дух". Очевидно, большое количество выкуренного табака, вызывало у местных жителей слуховые галлюцинации. Вместе с тем, заметьте, курили индейцы не забавы для, а только в религиозные праздники. (Слайд№13, слайд№14)

1-й ученик. В Европе табачное растение, привезенное из Америки, первоначально использовалось только как декоративное. Нюхать, жевать и курить его стали только после того, как по всей Франции прошел слух, будто бы Жан Нико в 1560 году при помощи "целебной травы" - при помощи табака - исцелил Екатерину Медичи и ее сына Франциска II от головных болей. С этого момента табак стал быстро распространяться и использоваться при самых разных болезнях.

2-й ученик. Например, учащихся Итонского колледжа в Англии во время чумы в 1664 году преподаватели заставляли ежедневно курить для ... профилактики. (Слайд№16, слайд№17)

2-й ученик. Однако, вскоре люди разуверились в "целебных" свойствах табака, т.к. стало очевидным вредное воздействие табака на здоровье. И курильщиков начали преследовать. И порой очень жестоко.

3-й ученик. Так, например, в Турции - за курение сажали на кол, в Персии - за курение отрезали губы и нос, в Италии - табак был объявлен забавой дьявола и в назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене, в Англии - курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. (Слайд№19)

1-й ученик. А Яков I - житель ХVII века, сказал, что курение - это занятие не для цивилизованного человека. И свой знаменитый труд "О вреде табака", опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами:

"Курение - это привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких".

Учитель: Какое же влияние оказывает табак на здоровье человека? (Слайд№20)

2-й ученик. Начнем с того, что курильщика от некурильщика легко отличить даже по внешнему виду:

- цвет лица у курильщика серовато-желтоватый;

- кожа лица сухая, нередко с пятнами; паутина преждевременных морщин;

- зубы желтые, десна посеревшие, изо рта неприятный запах гниения;

- голос грубый и хриплый, отдышка, кашель!.. (Слайд№22)

Учитель: Рассмотрим таблицу "Какие химикаты входят в состав сигареты?" (слайд №23)

3-й ученик. То, что капля никотина убивает лошадь и вызывает рак , известно каждому ребёнку. Но, выкуривая сигарету, человек заглатывает от 0,1 до 1,8 миллиграммов никотина и по "конной" схеме должен был бы отправляться на кладбище уже после первой пачки. На самом деле, никотин канцерогеном не является. Это прежде всего наркотик, который вызывает привыкание и заставляет курить. А вот уже вместе с дымом в наш организм попадают действительно опасные вещества, которые содержатся в сигаретных смолах. (Слайд№25)

1-й ученик. Очень грозным следствием курения является гангрена ног. Под воздействием химических веществ, содержащихся в дыме, артерии конечностей, артерии рук и ног, начинают зарастать. Это нарушает питание тканей.

Сначала курильщик ощущает зябкость ног, онемение пальцев, затем наступает хромота, затем кожа становится багрово-синей и начинает постепенно чернеть, на ней образуются язвы, начинается гангрена, т.е. гниение мертвых частей ноги. Процесс постепенно переходит на другую ногу, а затем и на руки. (Слайд№27, Слайд№28, Слайд№29)

2-й ученик.Данные медицинской литературы свидетельствует, что фактически каждый курящий в той или иной мере болен той болезнью, которая в будущем перейдет в гангрену ног. Начал человек курить в 14 лет и с 14 лет вот этот процесс заращения артерий уже пошел. (Слайд№31)

Учитель: А как влияет курение на работу сердца и легких?

3-й ученик. У всех без исключения после выкуренной сигареты пульс учащается на 15-20 ударов в минуту, при этом кровяное давление повышается на 15-20 %. И это продолжается около получаса. Если человек выкуривает пачку сигарет в день, то сердце его постоянно работает с повышенной нагрузкой. Излишние нагрузки ведут к преждевременному изнашиванию сердца.

Отсюда неудивительно, что средний возраст, умерших от внезапных сердечных приступов у некурящих равен 67 годам, а у курящих - только 48 годам. 20 лет разница. (Слайд №33)

1-й ученик. Доктор медицинских наук Виктор Николаевич Ягодинский в своей книге по этому поводу: "Навсегда врезалось в память одно из занятий по курсу патологической анатомии в медицинском институте. Тогда профессор показал нам на трупе легкие курильщика. Они были пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. Разрезая такие легкие, секционный нож страшно скрежетал, как будто натыкался на камни - это была склерозированная ткань бронхов и бронхиол." (Слайд №35)

2-й ученик. Никотин, дым, частички табака нарушают ритм деятельности желудочно-кишечного тракта. А поскольку с никотином в желудок поступают канцерогенные вещества, нередко и появление злокачественных опухолей. Отрицательное влияние табака сказывается и на печени: в ее желчевыводящих путях происходит застой желчи. (Слайд№37)

Звучит, постепенно усиливаясь, "Реквием" Моцарта.

3-й ученик. Вы знаете, что: 90% больных раком лёгких - курильщики?

(Звучит удар колокола)

1-й ученик. Вы знаете, что : около 100 000 россиян ежегодно умирает от курения? (Звучит удар колокола)

2-й ученик. Вы знаете что : За последние 50 лет от курения умерло 62 млн. человек - больше, чем за все годы Второй мировой войны? (Звучит удар колокола)

(Слайд№39)

Учитель: А теперь поговорим о влиянии курения на беременность.

(Слайд№40,Слайд№41 )

1-й ученик. Самый большой вред курение наносит детям при внутриутробном развитии.

2-й ученик. Организм подростка, ребёнка или плода находится в развитии. Клетки многих тканей ещё размножаются делением, и, следовательно, гибель их части означает, что из утраченных клеток не сформируются какие-то клеточные структуры, которые были генетически запрограммированы. Очевидно, что последствия алкогольной травмы тем серьёзнее, чем на более ранней стадии развития эта травма нанесена.

3-й ученик. Наиболее тяжелы эти последствия для зародыша человека в первые дни и месяцы его существования, когда идут интенсивные процессы закладки и формирования важнейших органов и систем. Гибель двух-трёх клеток в начале развития зародыша может обернуться в дальнейшем недоразвитием, а то и отсутствием какого-нибудь органа. (Слайд №43)

1-й ученик. Чаще всего возникают дефекты неба. В лучшем случае малыш рождается с заячьей губой (когда лицевая часть верхней челюсти не сростается до конца), а в худшем - с волчьей пастью (когда не срастаются обе половинки неба). (Слайды №45-50)

2-й ученик. С курением связаны синдром Дауна, недоразвитие различных органов и т. д. (Слайд№52, Слайд №53)

В классе притушен свет. Звучит, постепенно усиливаясь, "Реквием" Моцарта.

3-й ученик. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.

1-й ученик. Из каждых 100 человек,у мерших от хронических заболеваний легких,75 курили..

2-й ученик. Из каждых 100 человек,у мерших от ишемической болезни сердца ,25 курили..

3-й ученик. Из каждых 100 человек, начавших курить, "заядлыми курильщиками" становятся 80.

1-й ученик. Выкуривая 20 сигарет в день , человек дышит воздухом, загрязненность которого почти в 1000 раз превышает санитарные нормы.

2-й ученик. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

3-й ученик.

  • 70 % умирают от сердечно-сосудистых заболеваний;
  • 75 % смертей от хронического бронхита;
  • 98% смертей от рака гортани,
  • 96 % смертей от рака лёгких,
  • 90% смертей от хронических болезней бронхов и лёгких,
  • 86 % смертей от хронических болезней органов пищеварения .

1-й ученик. Во многих странах мира (США, странах Европейского союза и др.) действуют национальные программы по борьбе с курением. Их реализация позволила в 1,5-2 раза снизить распространенность курения. Из 192 стран-членов Организации Объединенных Наций 170 подписали Рамочную конвенцию по борьбе с курением.

2-й ученик. Например:

В Англии - вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.

Дания - запрещено курить в общественных местах.

Сингапур - курение -500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

3-й ученик. Финляндия - врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.

Япония, г.Ваки - решение: 3 дня в месяц без курения.

Франция - после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн.человек.

1-й ученик. Подумайте, стоит или нет пробовать и продолжать курить, если ваша дальнейшая судьба зависит только от вас.

(Слайд № 59,Слайд № 60)

(Звучит удар колокола)

Учитель: Наш классный час заканчивается. Мы надеемся, что вы сумеете сделать правильный выбор.

Список использованной литературы.

  1. Антонова, Лидия Николаевна. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях начального профессионального образования: монография/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Издательство МГОУ, 2005. -109с.
  2. Белов В.И. Психология здоровья. - М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
  3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
  4. Емельянов С.М. Проблемы экологической безопасности Московской области: информационный сборник/Министерство экологии и природопользования Московской области. -М.: Современные тетради, 2004. -115с.
  5. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: Антиква, 2006.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М. Прогресс 2000.
  7. Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
  8. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. - М. - Воронеж, 2005.
  9. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.