Русский язык. Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия "имена собственные" и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понятие "имена собственные". Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
  • Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие "имена собственные".

Оборудование:

  • мультимедиа проектор
  • доска
  • иллюстративный материал
  • учебник
  • книги, задания для групп, карта
  • символы для оценки

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 2.

Добрый день уважаемые гости и ребята.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!

Минутка чистописания.

Слайд 3.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.

Открываем тетради, записываем число.

Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву "Ш, ш". А вы расскажете, что она делает (анимированный плакат).

Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.

Слайд 4.

3. Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус. (Приложение 3).

Слайд 5.

5 1 4 2 3
к ш и а р

Запишите это слово в тетради.

Кто хочет написать это слово на доске?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)

Для чего нужна заглавная буква?

Слайд 6.

(Приложение 2).

Чем мы будем заниматься на уроке?

4. Физкультминутка.

Слайд 7.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо-влево.

Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Каких знаний нам не хватает?

Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?

Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

5. Поиск решения проблемы.

Работа в группах (парах). (Приложение 1).

Написание географических названий.

Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

Названия городов, рек, морей пишутся с:::..

Написание имен и фамилий.

Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

Имена и фамилии пишутся с::::::..

Написание кличек животных.

Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок - Пушок.

Все клички до одной

Пишем с буквы:::::::!

Написание названий книг.

Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?

Сделайте вывод.

Слайд 8.

На доске составляется схема- кластер.

(Приложение 4).

6. Обобщение знаний.

Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена?

Как пишутся эти слова?

Правило (с. 65)

Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

7. Применение знаний на практике.

№148. Самостоятельная работа.

Запиши, выбирая правильное написание и согласовывая слова в предложении. Объясни выбор.

8. Рефлексия. Итог урока.

Слайд 9.

Завершите фразы. Сегодня на уроке:

  • Я узнал:
  • Я понял:
  • Мне понравилось:
  • Мне было трудно:

(Приложение 5).

Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?

Слайд 10.

Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных шариков.

  • Красный - у меня все получилось.
  • Желтый - я старался.
  • Зеленый - я не знаю, все ли я смог сделать.
  • Голубой - мне нужно еще поработать.

Слайд11.

Использованная литература.

  1. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. - Самара: Издательство " Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2010.
  2. О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007.
  3. В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.
  4. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 класса. Самара: "Учебная литература": "Федоров", 2010.