Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разграничение приставок и предлогов на письме"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.

Задачи:

  • Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.
  • Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; листы с заданиями для каждого учащегося; презентация урока, выполненная в PowerPoint; мультимедийный проектор, экран; кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.

Ход урока

I Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.

(Слайд №1)

II Актуализация опорных знаний. "Теоретическая минутка".

А помогать нам на уроке будут наши друзья: Маша, Миша и Анишит Йокоповна. (Слайд № 2)

На ваших партах карточки. На одних карточках начало фразы, на других - конец фразы. Вам нужно соединить начало и конец. (Слайд № 3)

1 группа.

Окончание - это : часть слова, которая изменяется.
Основа слова - это : часть слова без окончания.
Корень слова - это : общая часть основ родственных слов.

2 группа.

Суффикс - это : часть слова.
Суффикс стоит : после корня.
С помощью суффикса : образуются другие слова.

3 группа.

Приставка - это : часть слова.
Приставка стоит : перед корнем.
С помощью приставки : образуются другие слова.

- Проверка. (Слайды № 4, 5, 6)

III Словарно-орфографическая работа.

  • Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. (Слайд № 7) Вы сможете его отгадать, если внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на экране, и на буквы в каждой из них. (Слайд № 8)
  • Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
  • Посмотрите на фигуры, вспомните, какие буквы находились в геометрических фигурах, и назовите новое словарное слово. (Слайд № 9)
  • Получилось слово "скоро". А что значит скоро?
  • Каким другим словом, близким по значению можно заменить слово "скоро"? (Быстро.)
  • Откройте рабочую тетрадь на странице 33, выполним упражнение 45. (Слайд № 10)
  • Что изображено на рисунке? (Машина скорой помощи.)
  • Что такое "скорая помощь"? (Медицинское учреждение, оказывающее экстренную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, а также автомашина.)
  • Произнесите хором слово "скоро". На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.)
  • Посмотрите правописание слова "скоро" в словарике "Пиши правильно", запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную.
  • Вставьте новое словарное слово. Подчеркните в нем букву, написание которой надо запомнить. (Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.)
  • Выпишите родственные слова, выделите в них корень. (Сказка, сказывается; дело, делается.)
  • Проверка с экраном.

IV Формулирование темы и цели урока.

(Слайд № 11) Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:

  • добежать до аптеки;
  • забежать за лекарством.

(Слайд № 12) Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.

Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.

Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка? (Слайд № 13) Какую цель поставим? (Слайд № 14) (Учиться различать предлоги и приставки.)

V Изучение нового материала

Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?

Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах. (Слайд № 15) Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)

(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

  • Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
  • Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
  • Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
  • Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
  • Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
  • Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

(Слайд № 17) Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)

VI Физкультминутка

(Слайд № 18) На экране написаны слова (по дороге, у дома, зашел, перед садом, забежал, покатил, от берега, запустил, с горы.)

Если на экране появится слово с предлогом, вы подпрыгиваете. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки - на поясе.

VII Закрепление изученного материала

(Слайд № 19) Упражнение 65, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
  • Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
  • Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
  • Проверяем по цепочке.

Без своего (летнего, голубого) зонтика;

под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;

до пушистого (короткого, длинного) хвостика.

  • Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)

(Слайд № 20) Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)

  • Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
  • Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.

1 группа - слово "дождик",

2 группа - "носик",

3 группа - "хвостик".

Проверка.

(Слайд № 21) Упражнение 66, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Прочитайте первое предложение.
  • Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
  • Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
  • Прочитайте второе предложение.
  • Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
  • Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
  • Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)

(Слайд № 22) ДВОРНИКСБРОСИЛСНЕГСКРЫШИ.

  • Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
  • Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
  • Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
  • Выделите приставку, подчеркните предлог.
  • Докажите.

(Слайд № 22) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному человеку к доске).

  • 1 группа: подчеркнуть главные члены предложения, стрелочкой показать словосочетания.
  • 2 группа: сделать фонетический разбор слова "снег".
  • 3 группа: выделить части в словах "дворник", "снег", "с крыши".

Проверка.

Самостоятельная работа. (Слайд № 23)

А сейчас хочется узнать, как вы усвоили новую тему. На экране записаны задания. (Слайд № 24) Вы выполняете в тетради те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинаете работу с первого задания. Записываете только ответы. Те, кто сможет справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.

- Проверка. (Слайд № 24)

VIII Итог урока

(Слайд № 25)

  • Что нового узнали о приставках и предлогах?
  • Как отличить приставку от предлога?

IX Рефлексия

(Слайд № 26) Поднимите кружок. (Зеленый - "Я все понял и усвоил"; желтый - "Знания нуждаются в повторении и закреплении"; красный - "Мне многое не понятно".)

X Домашнее задание

(Слайд № 27) Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44. По желанию придумать задание для своего соседа по парте "Исключи лишнее слово".

XI Оценивание (Слайд № 28)