Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (755 кБ)


На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии.

Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности.

Решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка. Рассмотрим данные меры предметно:

  1. Всю документацию по предмету следует вести в электронном варианте, что облегчает правку, хранение и копирование. Следует использовать систему электронных дневников, когда каждый родитель сможет отслеживать все оценки своего ребенка в Интернете.
  2. При планировании образовательного процесса следует включать уроки с применением ИКТ на уроке, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски.
  3. Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней.
  4. Использование технологий дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога.
  5. Использование дистанционных методов повышения квалификации самого учителя, что особенно актуально для городов, в которых нет серьезных ресурсных центров.
  6. Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.
  7. Просмотр видео, аудио на английском в режиме онлайн, причем данные потоки информации невозможно найти на российском телевидении или радио.
  8. Использование различных социальных сетей для общения с изучающими тот или иной иностранный язык по всему миру, что обеспечивает как и улучшение языка, и понимание социокультурных особенностей той или иной страны.
  9. Использование различных индивидуальных обучающих программ, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами.

Для этого учитель должен иметь Базовые ИКТ компетенции.

Наряду с ними применять в своей профессиональной деятельности следующие умения:

  • избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
  • иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
  • уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
  • уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;
  • уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование;
  • применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах;
  • уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.

Направления работы учителя с применением ИКТ

  • Ведение документации.
  • Мониторинг качества обучения.
  • Использование ИКТ на уроке.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Дистанционное образование.
  • Самообразование и саморазвитие.
  • Воспитательная работа.

Варианты использования средств ИКТ

Существуют следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве "электронной доски" и ученики для защиты проектов;
  • урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди;
  • урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе;
  • самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.

При этом нельзя забывать о санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером.

В связи с этим может быть удобен вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере, например, во время фронтального опроса или закрепления ранее пройденного материала.

Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приведет к встраиванию этого редкого средства обучения в разряд обычных.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • диалоговый характер обучения;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Особенности методики

При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. В функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • графический редактор;
  • средство подготовки выступлений;
  • вычислительная машина больших возможностей.

Преимущества использования ИКТ

  • индивидуализация обучения;
  • интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  • рост объема выполненных на уроке заданий;
  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
  • повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя;
  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
  • этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
  • для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
  • освоение учащимися современных информационных технологий;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

  1. Нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
  2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  4. Отсутствие демонстрационного центра.
  5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  6. Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
  7. Не хватает компьютерного времени на всех.
  8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
  9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
  10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Использование ИКТ на уроках иностранного языка как фактор повышения качества обучения

Появление интерактивной доски в школе делает возможным внедрение ИКТ в процесс обучения. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения на всех возрастных этапах, так как предоставляет огромные возможности для использования наглядности при подаче материала, проведения ролевых и сюжетных игр, для быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе. Существующие сегодня СД-диски с различными обучающими программами позволяют выводить информацию в виде текста, со звуком и изображением. На этапе первичного введения и автоматизации новой лексики или грамматического материала целесообразно использование возможностей интерактивной доски, которая позволяет выполнить большое количество упражнений, не удаляя информацию с доски. Выведение информации с дисковых обучающих программ на доску позволяет улучшить качество контроля, объяснения неусвоенного материала, облегчает и делает яркими проведение конкурсов, викторин, игровых программ на уроках и во внеурочное время. С точки зрения санитарно-гигиенических требований применение интерактивной доски более эффективно и продуктивно, особенно на начальном этапе обучения, поскольку не у всех учащихся сформированы пользовательские навыки. Работая с ИД, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски графического и зрительного ряда; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов; возможность записи фрагмента урока; возможность работы на компьютере и навигации в Интернет, не отходя от доски, доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней и повышает их мотивацию в изучении иностранного языка, а также эффективность учебного процесса. Применение интерактивной доски значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся класса.

На практике мы часто обращаемся к созданию электронных презентаций (Приложение1, Приложение2, Приложение3) как на уроках по различным темам, так и во внеклассной работе по предмету. Показ презентации на интерактивной доске не только экономит время урока, но и позволяет выполнять разного рода упражнения в ходе презентации. Например, при изучении в 3-м классе новой грамматической структуры "Ich will" с модальным глаголом её использование представляется очень целесообразным (Презентация.РРТ). На первом слайде презентации предлагается новая грамматическая структура. Учителем объясняется значение выражения "Ich will" - "Я хочу" и предлагается употребить его с изученными раннее словами и выражениями, означающими действие героев учебника. При этом на слайдах написаны слова, сопровождающиеся картинками. Таким образом достигается сразу несколько практических задач: дети изучают новый материал, повторяют знакомые лексические единицы, читают, слушают произношение учителя, проговаривают хором и поодиночке. Домашнее задание закрепит изученное на уроке. Так как обучение в 3 классе ориентировано на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции - уровня начинающего, то оно предусматривает развитие у третьеклассников как закрепление словарного запаса первого года обучения, так и овладение новыми лексическими единицами и грамматическими структурами.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено на развитие основных видов речевой компетенции, на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, навыков исследовательской деятельности и проектной работы, развитие творческой инициативы школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе урока или мероприятия, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника.