Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цели:

  •  развивающая: совершенствование навыков правильного определения грамматической основы предложения, формирование умения применять правило в письменной речи;
  • обучающая: углубление знаний о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым, конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.
  • воспитывающая: воспитание бережного и внимательного отношения к слову, чувства дружбы и товарищества .

Оборудование: презентация, видеопроектор, карточки.

Методические приёмы: объяснение учителя ,словарная работа, работа у доски, индивидуальная работа, конструирование предложений, тестирование.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. (Урок сопровождается презентацией).

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Учитель: Кто автор этих стихов и о чём они? К кому обращается автор?

Мы не случайно сегодня говорим об этом. 19 октября исполнилось 200 лет Царскосельскому лицею. И сегодня я предлагаю вам совершить заочную экскурсию в музей лицея, который находится в г. Пушкине под Санкт-Петербургом.

Итак, мы остановились около старинного здания. Перед главным входом каменное крыльцо, обнесённое металлической решёткой. Юным дарованиям, поступившим сюда, предстояло стать государственными деятелями. Истинным гением среди них был А .С. Пушкин.

2. Проверка ЗУН.

Учитель: Чтобы попасть в музей, надо приобрести входной билет. Плата за вход - знание правил русского языка.

Работа по карточкам (Приложение 1) у доски.

Класс выполняет задание " Повторяем теорию":

- Музыкальный диктант. (охарактеризовать сказуемые)

- Какие сказуемые встретились в муз. фрагменте?

- Каких сказуемых вы не услышали?

3. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, билеты приобретены, все справились - можно смело отправляться в музей. По старинной лестнице мы поднимаемся на третий этаж. Здесь находятся учебные классы, в которых проходили занятия.

Словарная работа. Здесь лицеистам предстояло воплотить заветы учителей, выразить мысли словами, осуществить мечты.

СЛОВАРЬ:

Воплотить- Выразить в конкретной, реальной форме.

Выразить - Воплотить, обнаружить во внешнем проявлении.

Осуществить - Привести в исполнение, воплотить в действительность.

- Как вы думаете, выделенные слова близки по значению?

- Как называются слова, близкие по значению?( запись слов в тетрадь)

- А нам предстоит углубить наши знания о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке. (запись темы урока)

- Вспомним, что мы уже знаем о тире. (Сообщение ученика)

Учитель: Рассмотрим примеры предложений с тире . Для этого определите в предложениях грамматические основы и сделайте вывод.

1. Царскосельский дворец - архитектурное чудо своего времени.

2. Пятью пять - двадцать пять.

3. Четырнадцать - номер комнаты Пушкина в лицее.

4. Крепить лицейское братство - помнить об идеалах Лицея.

5. Жить "для общей пользы" - завет выпускников Лицея.

6. Дружба - вот непреходящая и непререкаемая ценность.

7. Девятнадцатое октября - это День лицея.

Учитель: Однако в русском языке есть случаи, когда предложение не подчиняется общему правилу. Определите в предложениях грамматические основы и сделайте вывод.

  • Ум без книги как птица без крыльев.
  • Человек неученый что топор неточеный.
  • Они друзья с детства. Дальнее расстояние не помеха для дружбы.

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поднимаемся на четвёртый этаж лицея.

В длинном коридоре расположены комнаты воспитанников. Здесь лицеисты отдыхали, закрепляли учебный материал, готовились к занятиям.

- Попробуем и мы закрепить новые знания о тире. Распределите по вариантам:

1. Поэзия Пушкина мудра.

2. Богатство добыть братство забыть.

3. Ученье свет, а неученье тьма.

4. С другом и горе не беда.

5. Пятнадцать хороший возраст!

6. Знания в юности это мудрость в старости.

7. Друзья прямые что братья родные.

8. Он преемник Державина.

- Проверка.

5. Отработка ЗУН.

Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию в библиотеке лицея, где воспитанники могли соприкоснуться с творчеством известных писателей и поэтов, найти ответы на многие вопросы. Я тоже предлагаю вашему вниманию познакомиться со стихотворением  Н. Лаздана.

Я не учёный. Я поэт.
Поэзия - моя судьба и сила.
Поэма, ода и сонет - вот лирики могучие светила.
Светить - задача мудреца.
Понятно всем, как дважды два - четыре.
Слагать стихи - нести свой крест
Творца. Поэт не Бог.
Он - светофор.
Регулировщик - Лира:

- Какова тема стихотворения? Чем необычно стихотворение? Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства. - Спишите, расставляя недостающие знаки. Выделите грамматические основы. - Определите, какими частями речи выражены главные члены. Объясните, руководствуясь правилом, употребление или неупотребление тире. (Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. Проверочная карточка проецируется на экран): -Есть ли в стихотворении авторские знаки?

Учитель: А сейчас мы находимся в саду лицея. Здесь Пушкин с друзьями любовались природой, играли.

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире: (письменно с проверкой)

1. Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды.

2. Любимым занятием лицеистов было катание на коньках по озеру.

3. Тридцать два года просуществовал Царскосельский лицей.

6. Подведение итогов: Что нужно знать, чтобы правильно употребить тире между подлежащим и сказуемым?

7. Домашнее задание выбери сам:

1. Написать сочинение-рассуждение "Зачем нужно тире?"

2. Эссе "Дружба - это:"

8. Учитель: А сейчас мы входим в лицейский зал. Здесь на переводном экзамене Александр Пушкин января читал свои стихи. Мы тоже устроим себе небольшой экзамен и выполним тест (Приложение 2)