Подготовка к сочинению-рассуждению по данной фразе прочитанного текста

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (286 кБ)


Цели урока:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста: умение определять тему, основную мысль, отношение автора к поднятой проблеме;
  • формирование навыков написания сочинения-рассуждения: определение его структурных элементов и требований к творческой работе данного типа;
  • подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по заданной фразе текста В.Короленко "Мороз" с помощью алгоритма (пошаговой деятельности)
  • формирование представлений о важнейших нравственных понятиях, составляющих основу человеческой личности.

Оборудование урока:

  • Текст (См. Приложение 1).
  • Толковый словарь С.Ожегова.
  • Памятка "Как написать сочинение-рассуждение" (См. Приложение 2).
  • Лист с текстом стих Б.Окуджавы "Святое воинство" и с цитатами (См. Приложение 3).

Ход урока

Орг. момент. Формулировка темы урока.

Создание психологического настроя к предстоящей работе:

Звучит стих. Б.Окуджавы "Святое воинство".

Вопросы классу:

- О чем это стихотворение?

- Что называет автор "святым воинством"?

- Что утверждает поэт?

На экране слова: совесть, благородство, достоинство

Активизация знаний учащихся:

Продолжим список этих понятий:

Милосердие, доброта, долг, честь, любовь, дружба, верность :

Вопросы классу:

- Что объединяет эти слова?

(Варианты ответа: 1) Имена существительные. 2) Нравственные категории)

- Какова роль этих понятий в жизни человека? Имеют ли они какую-нибудь ценность?

Нужны ли они нам в жизни?

Учитель: А вот как отвечает на этот вопрос поэт А.Яшин. (Текст стихотв. - на экране)

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство:
А есть еще: Совесть, Честь:
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!

("Не просто слова" А.Яшин)

Учитель: Совесть, благородство, достоинство: такие привычные и знакомые слова: они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основы нашего бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

Прочитаем высказывания о совести (на листах у каждого)

- Что утверждает Маргарита Наваррская?

"Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста".

- Что мы можем прочитать у Г.Р.Державина?

"Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое".

- Что вторит ему А.С.Пушкин?

"Да, жалок тот, в ком совесть нечиста".

- Так что же такое совесть? (Ребята отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: А теперь давайте заглянем в толковый словарь С.Ожегова.

Работа со словарем:

Учащийся читает словарную статью к слову "совесть".

Задание 1: запишите 2-3 примера по ходу чтения словарной статьи.

(Люди с чистой совестью. Поступить по совести. Этот поступок лежит на его совести и др.)

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (делать что-н., будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Свобода совести (отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии). Этот поступок лежит на его совести (он несет моральную ответственность за поступок). На совесть сделать (добросовестно, хорошо). Для очистки совести (чтобы потом не винить себя в чем-н.). По совести говоря или по совести (вводное слово: говоря откровенно). Надо и совесть знать (надо прекратить делать то, что несправедливо).

Задание 2: подберите однокоренные слова к слову "совесть" и разберите их по составу:

(Совесть, совестливый, совестливо, бессовестный, бессовестно)

Задание 3: Синтаксический разбор предложения "Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста".

Определение задачи урока: Объясни смысл фразы прочитанного текста "О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:" (На доске эта запись сделана до урока) и написать сочинение-рассуждение по данной фразе текста.

Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

- Какой тип речи подойдет нам для выполнения данного задания: повествование, рассуждение или описание?

- Вспомните план сочинения-рассуждения.

Работа с текстом В.Короленко "Мороз"

Чтение текста вслух (тексты на листах у всех уч-ся);

Вопросы по содержанию текста:

- Кто герои этого рассказа? Сколько их?

- Когда и где происходит действие рассказа?

- Что случилось в пути? Почему герой проехал мимо, не заметил в лесу человека?

- Какую оценку дадите вы поступку героя?

Работа в группах:

- Какова тема данного текста? Почему он так называется?

- Какова основная мысль текста? Что утверждает автор?

- Есть ли в тексте слова, в которых выражена его основная мысль?

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Создание алгоритма написания сочинения-рассуждения по фразе текста.

1 шаг: Беседа по тексту

-Так о чем этот текст? Какова его тема? Почему текст имеет такое название?

(О равнодушии к чужой беде, к человеку, к себе подобному, о человеческой слабости, о безнравственном поступке героя. Мороз - испытание героя на совесть. Он высветил его человеческую сущность, изъян его души, его равнодушие).

2 шаг: Работа с фразой текста.

Прочитайте вопрос-задание. Запишите и подчеркните ключевые слова фразы, смысл которой надо объяснить. Ответьте на вопросы:

- Какие слова данной фразы вы считаете главными для понимания смысла?

- Какое художественное средство использовал здесь автор? (Антитеза)

- Как надо понимать смысл слов "понизиться температуре тела" - "совесть замерзает"?

- И в кого тогда превращается человек? (в "себялюбивое животное")

/Работа в группах/

Обмен мнениями между представителями групп. На экране фраза

"О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:"

3 шаг. Работа над тезисом.

Внимательно прочитай вопрос-задание и сформулируй ответ на него в соответствии с основной мыслью текста, т.е. объясни смысл данной фразы.

Самостоятельная работа уч-ся в группах.

Смысл данной фразы, на мой взгляд, заключается в том, что человек, живущий только для себя, думающий только о себе, перестает быть человеком. Он превращается в "себялюбивое животное.

Учитель: Мы ответили на поставленный вопрос? (Да.) Это есть начало вашего сочинения.

- Какой тип речи для продолжения данного сочинения нам подойдет: повествование, рассуждение, описание? (Рассуждение)

- Вы помните схему написания сочинения-рассуждения? (См. памятку на экране)

- Нами составленный ответ на вопрос к фразе можно считать тезисом?

4 шаг. Подбор аргументов из текста

Подбери 2 примера-аргумента, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента

(Работа учащихся в группах)

1 аргумент: Герой не остановился и не помог замерзающему в лесу человеку.

2 аргумент: Не может спокойно спать. Пытается свалить вину на мороз.

Обмен мнениями. Корректировка полученного текста с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мыслей.

- Можно ли считать наше сочинение законченным?

- Каков следующий шаг нашей деятельности?

5 шаг. Работа над заключением, выводом

Сделай вывод-заключение к своему сочинению.

Возможные варианты заключения:

Вот что значит быть :

Таким образом, автор :

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что :

Так что нельзя быть :

Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное".

(Объем сочинения-рассуждения типа С2.2 - 70 слов)

Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данной фразе из прочитанного текста

Повторный просмотр слайдов презентации и заполнение таблицы (См. Приложение 2)

Возможные варианты заключения к сочинению:

Вот что значит быть :

Таким образом, автор :

Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.

Прочитав данный текст, я понял, что :

Так что нельзя быть :

Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное".

Подведение итогов урока.

- Что ты уже знал по теме данного урока?

- Чему ты сегодня научился на уроке?

- Ты готов написать сочинение по данному тексту?

- Что тебе еще неясно, трудно, непонятно?

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Презентация.