Урок-обобщение по теме "Древняя Греция. Красота в понимании греков"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи:

  • Образовательная: повторение темы “Древняя Греция”.
  • Воспитательные:
    – формирование понятий: “красота”, “красивый человек”;
    – воспитание бережного отношения к памятникам прошлого;
    – уважения к людям, их создавшим;
    – формирование чувства любви к родному городу.
  • Коррекционно-развивающие:
    – развитие наглядно-образного восприятия информации;
    – развитие эмоционального восприятия искусства Древней Греции.

Оборудование:

  • стенд с творческими работами учащихся;
  • мультимедийная установка для показа презентации;

Дидактический материал:

  • опорные карточки для работы учащихся по теме (авторский дидактический материал, созданный на основе старых учебников);
  • авторская презентация “Красота в понимании древних греков”.

Урок проходит в середине третьей четверти учебного года, когда школьники 5-го класса изучили все темы по истории Древней Греции. Они представляют, где находится Древняя Греция; понимают, что это не единое государство, а много самостоятельных государств с различной системой управления (Афины, Спарта, колонии); знают, что, где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одним алфавитом, поклонялись Олимпийским богам, самих себя называли эллинами, а Грецию – Элладой, создали уникальную культуру. Дети уже посетили залы Древней Греции в Эрмитаже, где увидели подлинные вещи и почувствовали дух той эпохи (что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых доминирует наглядно – образное восприятие информации). Рассматривая экспонаты, слушая объяснения экскурсовода, ребята стремились ответить на вопросы: “Как древние греки понимали, что такое красота? Кого они считали красивыми?” Учащиеся дома выполнили творческие работы.

В ходе урока при ответе на вопросы учителя дети пользуются своими творческими работами (авторский стиль сохранен) и опорными карточками.

План урока.

Главные вопросы урока написаны на Слайде 4 презентации: “Как древние греки понимали, что такое красота? Кого они считали красивыми?”.

Переход к Слайду 5. Учитель: “Что такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?”

Учащиеся: “Искусство – художественное творчество человека”.

Переход к Слайду 6. Виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, декоративно – прикладное искусство, литература, театр, другие виды деятельности человека.

Переход к Слайду 7. Учитель: “Что такое архитектура?”

Учащиеся: “Строительство”.

Учитель: “Архитектура – слово греческое”

Рассматривая рисунок современного художника и фотографию Афинского Акрополя, учащиеся вспоминают архитектурные сооружения: храмы, портики, общественные здания, говорят о том, что в основе древнегреческой архитектуры VI–V веков до н.э. – колонны / переход к Слайду 8/ (дорическая и ионическая); дают описания колонн: “мощные колонны, как бы выраставшие прямо из каменного пола и завершавшиеся вверху простой плитой, назывались дорическими. Их сравнивали с коренастой фигурой сильного мужчины. Более стройные колонны имели сверху нарядные завитки, такие колонны назывались ионическими, их сравнивали с фигурой изящной женщины”.

Переход к Слайду 9.

Учитель: “Приведите примеры “Греческой архитектуры” в Санкт – Петербурге”.

Учащиеся называют примеры “греческой” архитектуры, вспоминают увиденное в Эрмитаже.

“Двадцатиколонный зал в Эрмитаже”.

Анастасия К.: “…Когда мы вошли в зал античности, экскурсовод сказала, что мы в мире “творения древности”, гармонии и разумной соизмеримости. Я это чувствовала. Посещение этого зала произвело неизгладимое впечатление”.

Здание Биржи на стрелке Васильевского острова, портик здания Нового Эрмитажа и другие.

Переход к Слайду 10.

Учитель: “Назовите виды скульптуры?”

Учащиеся: “Статуи, бюсты, рельефы”

Рассматривая скульптурные изображения богов, героев, реальных людей, живших в то время, учащиеся вспоминают имена древнегреческих скульпторов Мирона (статуя Дискобола), Фидия (статуя Афины в Парфеноне); статуи Зевса, Афины, Афродиты, Геракла и других богов и героев, которые они видели в Эрмитаже.

Анастасия К.: “Мне больше всего понравилась статуя Асклепия. Асклепий – бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Он изображен бородатым в длинном плаще. Асклепий опирается на посох, вокруг которого обвивается змея. Асклепий пытался оживить умерших, поэтому Зевс умертвил его молнией. Я узнала, откуда появилась эмблема медицины и аптек – изображение змеи. В Афинах очень почиталась дочь Асклепия Гигея – богиня здоровья. Отсюда я узнала, что слово гигиена имеет греческое происхождение. На вопрос экскурсовода, что означает слово “панацея”, никто из нас не ответил. Я посмотрела в словаре. Панацея – слово греческое, означает всеисцеляющее лекарство. Это слово имеет отношение к другой дочери Асклепия – Панакии, что означает “всеисцеляющая”…..”.

Переход к Слайду 11.

Учитель: “Приведите примеры “греческой скульптуры в Санкт – Петербурге”.

Учащиеся: “Атланты, поддерживающие портик здания Нового Эрмитажа; статуи на главном здании Адмиралтейства; скульптура Летнего сада и другие”.

Переход к Слайду 12.

Учитель: “Расскажите о прикладном искусстве древних греков и живописи”.

Учащиеся: Алеша И.: “Мы были с классом в Эрмитаже… в античных залах, где нам рассказали об искусстве древних греков. В одном из залов выставлены сосуды и фигурки из глины, сделанные руками древних греков. Сосуды – амфоры, гидрии…точно были похожи на фигурку человека….”.

Переход к Слайду 13.

Виктория К.: “…но особенно мне понравились и произвели большое впечатление различные вазы. Вазопись была издавна развита в Греции до нашей эры. Вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенной особой краской – черным лаком на оранжевую поверхность глиняного сосуда. Такие вазы назывались чернофигурными. Важнейшим центром производства этих ваз была Аттика. На многих вазах сохранились подписи сделавших их мастеров. Изображенные фигуры красиво сочетаются с формой вазы. В конце V века до н. э. распространился новый прием росписи ваз: фигуры оставались светлыми, цвета глины, а фон между ними покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Наряду с мифологическими сюжетами стали изображать сцены из повседневной жизни”.

Алеша И.: “…это были сосуды, украшенные рисунком и орнаментом…Сначала (в VI веке до н.э.) на красном от обжига фоне фигуры рисовали черным лаком. Таким способом нельзя было точно показать человека, только его силуэт. Но потом, благодаря новым идеям художников, весь фон стали покрывать черным лаком, а фигуры оставлять красными. Так можно более точно показать человека…”.

Внимательно рассматривая росписи древнегреческих ваз, учащиеся вспоминают повседневную жизнь древних греков, мифы, рассказывающие о богах и героях.

Переход к Слайду 14.

Учитель: “Назовите общие черты, характерные для различных видов искусства Древней Греции”.

Учащиеся выделяют общие черты, характерные для различных видов искусства Древней Греции: пропорциональность и симметрию во всем; узнают, что пропорциональность – латинское слово, а симметрия – греческое и означают они соразмерность – определенное соотношение частей между собой, которое ребята в своих творческих работах называют математическим расчетом. Ира Р.: “…греки говорили: человеческое лицо должно подчиняться математическому закону и должно иметь олимпийское спокойствие”. Таким образом, осознавая понятие “соразмерность”, учащиеся начинают понимать секреты идеала красоты человека, сотворенного древнегреческими мастерами.

Учитель: “ А всегда ли внешняя красота вызывает восхищение?” Новый вопрос, над которым задумываются.

Учащиеся вспоминают, что в Древней Спарте ценили красоту человеческого тела, физическую силу; спартанцы были лучшими войнами в Древней Греции. Но их презрение к труду, равнодушие к искусству (среди них не было ремесленников, торговцев, писателей, художников, ученых и т. п.), отношение к другим людям (обращение с илотами) уважения и восхищения не вызывают.

Переход к Слайду 15.

Учитель: “Рассмотрите изображения богов, героев, реальных людей”.

Учащиеся: “И богов, и героев, и своих современников греческие скульпторы и художники изображали красивыми, со стройным телом и правильными чертами лица”.

Переход к Слайду 16, 17.

Учитель: “ Рассмотрите изображения известных людей Древней Греции – Гомера, Солона, Фемистокла и других, законы симметрии соблюдены, но нет той идеальной красоты, которая есть в изображении богов и героев. Это реальные люди, с присущими им индивидуальными чертами лица. Но ведь этими людьми эллины восхищались. Почему?”

Переход к Слайду 18. Учащиеся приходят к еще одному важному выводу: греки ценили в человеке ум, образованность, ясность мысли, спокойствие, чистоту души.

И уже отвечая на вопрос, вынесенный в название урока: “Что такое красота в понимании древних греков? Кого они считали красивыми?”, учащиеся приходят к мысли: это сочетание красоты внешнего облика (формы) и внутреннего содержания. Виталик Б.: “Красота в понимании греков не только внешняя, не математический закон красоты: вышина лба, строение носа, расстояние между глаз; не только правильная осанка и мускулатура для мужчин или маленькая головка и высокая стройная шея (у женщин). У греков “олимпийское спокойствие”. Греки считали, что человек должен быть красивым не только внешне, но и внутренне. Спокойствие лица и поведения при радости и горе – это и есть красота…”.

Учитель: “для обозначения понятия “красота” древние греки употребляли слово “гармония”. А красивым называли гармоничного человека, для которого важна и красота тела, и красота души (внутреннее достоинство)”. Дети вспоминают, что греки, постоянно совершенствуя себя, закаляли тело физическими упражнениями (палестра, гимнасии); развивали ум, занимаясь науками, историей, ораторским искусством, музыкой и т. п., а душу возвышали добрыми делами.

Переход к Слайду 19. Быть красивым человеком не просто, но это возможно и к этому надо стремиться – вот тот главный нравственный вывод, к которому приходят учащиеся на этом уроке.

Приложение 1.