Урок развития речи в 6-м классе. Тема: "Диалог"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить знания учащихся о  видах речи (устная и письменная), диалоге, его характерных признаках, видах предложений по цели высказывания;
  • Развивающие:
    • формировать умение участвовать в диалоге, ориентироваться в содержании высказывания,  формулировать вопросительное предложение и правильно оформлять диалог на письме,  самостоятельно (или с небольшой помощью) составлять диалог;
    • развивать грамматический строй речи учащихся и  учить понимать логико-грамматические отношения в высказывании;
  • Коррекционные:
    • корректировать и развивать  внимание, логическое мышление посредством формирования коммуникативно-речевых умений, развития устной диалогической речи учащихся.
  • Воспитательные:
    • формировать речевой этикет в процессе общения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Приветствие

– Начинаем наш урок по развитию речи.

2. Мотивация

– Для чего нам необходимо развивать свою речь? (От умения правильно строить свои речевые высказывания зависит успех в вашей учебной и в дальнейшей трудовой деятельности)
– Но сначала поиграем. Для чего мы проводим игру в начале урока?

3. Дидактическая игра «Вопрос – ответ»

Усложнение: от формулирования предложения, содержащего ответ до самостоятельного формулирования вопросительного предложения.

4. Вывод (после игры):

– Мы сейчас задавали вопросы  с какой целью? (Узнать что-то новое друг о друге)
– Какую интонацию мы использовали в вопросительных предложениях?
Одним словом,  мы задавали вопросы и отвечали на них, т.е. мы общались, беседовали.

II. Ведение в тему

– А сейчас попытайтесь самостоятельно определить ТЕМУ нашего урока. Название вопросно-ответной формы речи и будет являться ТЕМОЙ нашего урока. Кто догадался?

Слайд. ДИАЛОГ

Запись в рабочие тетради числа и темы урока.

Работа с лексическим значением слова.

– Между кем может состояться диалог? (Между людьми).
– А встречали ли вы диалог между животными ил неодушевленными предметами? Где? (В текстах художественных произведений). Приведите примеры названий подобных произведений.
– Какие два вида речи мы знаем? (Устная и письменная). Диалог может быть представлен в двух видах речи: устной и письменной. Когда мы с вами играли, задавали вопросы и отвечали на них, какой вид речи мы использовали? Докажите. (Устная речь – слышим, говорим, а письменная – видим, пишем).

Цель: Сегодня на уроке мы будем учиться составлять диалоги в письменной речи  и правильно их озвучивать в устной речи. Одним словом, мы будем учиться беседовать.
В течение урока вы будете выставлять себе оценки за каждый вид работы. Оценивать вы будете себя сами, друг друга и оценивать буду вас я.

III. Сообщение новых знаний

– Вашему вниманию представляю ДИАЛОГ.

Драматизация

Шел лесничий из сторожки
По глухой лесной дорожке.
А навстречу заинька,
Беленький, маленький.

– Ты куда бежишь, косой?
– Я бегу к себе домой.
– Покажи мне, где твой дом?
– Под развесистым кустом!

– Докажите, что это диалог? (Вопросно-ответная форма речи, разговор двух лиц: зайца и лесничего.)
– Кто произносил слова автора?
– Можно ли назвать данный диалог сказочным?
– В каком виде речи был представлен данный диалог? (В устной). Докажите.
– Понравился диалог? Почему? Сделайте вывод, какие правила должен соблюдать участник диалога в устной речи? (Соблюдать правильную интонацию, не перебивать друг друга).
– А теперь вашему вниманию предлагаю этот же диалог, представленный в письменном виде речи.
Слайд.
– Что вы можете сказать об оформлении диалога на письме? (Каждая реплика (слова героя) начинается с красной строки с большой буквы и перед каждой репликой ставится тире).
– А какая ошибка допущена при оформлении диалога на письме? (Отсутствуют знаки препинания в конце предложения).

 Задание №1: спишите диалог и правильно расставьте знаки препинания в конце предложений.

Проверка: слайд (диалог с правильно расставленными знаками препинания на конце предложений).

Самооценка: слайд: оцените себя:

 Ошибок нет – «5»
1 ошибка – «4»
2-е шибки – «3»

Вывод:

– Для чего служат знаки препинания в конце предложений?  (Помогают нам понять смысл предложений и правильно их интонировать в устной речи).
– Так, вопросительное предложение содержит вопрос и в устной речи с какой интонацией читается?
– Какие чувства выражают   предложения, в  конце которых стоит ! (Радость, испуг, восхищение, удивление).
– Какое чувство передает восклицательное предложение в данном диалоге? (Радость)
– С какой интонацией надо читать предложении, в конце которых стоит точка? (Спокойно, понизив голос)

Задание №2: прочтите  выразительно диалог по ролям, соблюдая правильную интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения.

Физминутка

Чтение учителем. Это диалог? Докажите. Следите за моей интонацией
Если ! предложение, то встать и поднять руки вверх.
Если (.) предложение, то сесть.
Если ? предложение – наклониться вперед

Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок. (Сели)
Подлетает к ней комар:
– Что ты ищешь там? (Наклон)
– Нектар. (Сели)
– А тебе не надоело? (Наклон)
– Не наскучило искать? (Наклон)
– Нет. (Сели)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать! (Руки вверх).

– Нам с вами тоже скучать некогда, потому что мы заняты делом.

Вывод: Мы узнали, что такое диалог, в каких видах речи он может быть представлен, послушали образец диалога в устной речи и вспомнили правила оформления диалога на письме и поговорили о знаках препинания в конце предложений и для чего они служат. А теперь задайте друг другу вопросы с целью закрепления данного материала.

– Какую форму речи мы называем диалогом? (Вопросно-ответную)
– В каких видах речи может быть представлен диалог?
– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений?
– С какой интонацией произносится вопросительной предложение?
– А предложение, в конце которого стоит точка?
– Какие чувства может передавать восклицательное предложение?
– Как оформляется диалог на письме?

IV. Закрепление

– Переходим к практической части нашего урока.

Задание №3 (на карточках) составить самостоятельно диалог в письменном виде речи и правильно его озвучить в устной по заданной теме.

В помощь предлагаются опорные слова + иллюстрации, соответствующие теме диалога. 

Работа в парах.

В этом задании будет оцениваться:

– правильность оформления диалога на письме (оценивает учитель);
– выразительное чтение диалога по ролям (оценивают дети);
– содержание диалога (оценивают учитель и дети).

Кроме того, дается задание вставить в диалог «вежливые» слова: здравствуй, спасибо, до свидания (повторение правописания словарных слов)

Проверка: учащиеся зачитывают диалоги. Оценивается письменное оформление диалога и его воспроизведение в устной речи.

– А все ли правила  речевого этикета вы соблюдали? Для этого попытайтесь самостоятельно заполнить карточки «Учись беседовать». Заполнение памяток. Их зачитывание. Выявление ошибок.

Учись беседовать

1. Нельзя (что делать?) … товарища
2. Нельзя говорить сильно (как?) … и совсем (как?) …
3. Необходимо соблюдать (какую?) … интонацию
4. На уроке, чтобы задать вопрос или ответить на него, необходимо (что сделать?) … руку.
5.  Необходимо называть собеседника по …
6. Нужно выражать  (какие?) … чувства  к собеседнику
7. На вопросы отвечать (как?)

Учитель дарит памятки учащимся: «Эти правила необходимо соблюдать в течение всей своей жизни, так как от умения общаться с людьми напрямую зависит ваш успех в жизни»

 V. Итог урока

– Какова была тема нашего урока?
– Дайте определение понятию «диалог»?
– Как оформляется диалог на письме?
– Какие требования предъявляются к участнику диалога в устной речи?
– Почему так важно уметь общаться с людьми?

Оценки за урок.

Домашнее задание – индивидуальное.

I группа – составить диалог на тему по вашему выбору;
II группа – найти образец диалога в текстах художественной литературы и списать его.  Всем подготовить диалог к выразительному чтению в классе.